Миролюбие, смирение Акрита-дроха
Смирение — моральное качество, характеризующее отношение человека к самому себе. (Словарь по этике1981)
Смирение — «скромность духа; отсутствие гордыни; кротость». Смиренный человек скромный в душ, не гордый, он вежливый и почтительный. (Словарь The World Book Dictionary, том 1)
Смирение — добродетель, покорность, которая может возникнуть от сознания, что совершенство (божество, нравственный идеал, возвышенная цель), к которому человек стремится, остается бесконечно далеким. Смиренное поведение по отношению к внешнему миру исключает неистинное смирение, представляющее собой собственно самоуничижение и рабскую покорность. Истинное смирение составляет нравственную гордость, смысл которой состоит в том, чтобы соизмерять свои силы с недостижимым. (Философский энциклопедический словарь 2003)
Синонимами слова «смирение» являются вкупе: кротость, миролюбие, благорасположение, доброжелательность, покорность Богу, забота о ближнем, благодарение, сочувствие, душевное спокойствие, прощение, любовь.
Миролюбие и любовь не возможны без смирения, так как подразумевают отсутствие ложного эго и корысти.
Смирение = Любовь
Смирение – полное предание себя Богу и осознание полной зависимости от него и его милости
Смирение – это высший плод духовного знания
Смирение – это отсутствие ложного эго (ложных отождествлений, из-за непонимания своей истинной природы) и корысти.
«Смирение означает, что человеку не следует заботиться об удовлетворении, которое приходит от уважения, выказываемого другими».
«Облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время».
Библия Первое Послание Петра 5:5-6
Смирение - одно из первейших качеств, которым славятся трансценденталисты.
Как развить смирение?
Осознать свою истинную вечную природу: я вечная душа и вечный слуга Господа и его представителей.
Принимать любые ситуации как волю Господа, как самую благоприятную для меня, хоть я заслуживаю худшего или я не понимаю что это благо для меня.
Не присваивать никакие заслуги себе, понимая что все это милость Господа и его преданных.
Общение с теми, кто этим качеством обладает.
Необходимость духовного учителя, без гуру развить это качество не возможно, как и невозможно обойти свое ложное эго, бескорыстно служить и получить чистое трансцендентное знание.
Духовный учитель дает милость, благодаря которой мы можем развивать смирение, предавшись гуру. Предание ломает хребет ложному эго, без гуру невозможно обойти гордости.
Преданное служение – бескорыстная и непрерывная деятельность, направленная на удовлетворение Господа, гуру и его преданных.
Все чего достигает человек, оборачивается против него, по причине гордости и отсутствия смирения.
Чем больше здание (величие человека), тем больше вероятность, что оно рухнет, тем больший фундамент (смирение) требуется, чтобы удержать его.
Чем ближе к Богу или у гуру, тем больше смирения, чем ближе я хочу приблизиться, тем больше нужно развивать смирение.
Смирение перед Кришной естественно, ибо Он Всевышний. Так же естественно и смирение перед вайшнавами, ведь они Его слуги и только по их милости возможен духовный прогресс.
Без смирения приблизиться к лотосным стопам Кришны невозможно.
«Следует воспевать святое имя Господа в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломинки на улице, нужно быть терпеливее дерева, избавиться от чувства ложной гордости и всегда быть готовым оказывать всяческое почтение другим, - лишь в таком состоянии ума можно непрестанно воспевать святое имя Господа».
Господь Шри Чайтаньи Махапрабху Шикшаштака 3
«Смирение и скромность очень быстро приводят к духовному осознанию».
Шрила Прабхупада
Примеры великих ачарьев (святых)
Ачарья - это тот, кто учит и тот, кто является примером того, чему он обучает или святой, чья жизнь является примером святости.
Господь Шри Чайтанья Махапрабху
Идя по стопам предыдущих ачарьев, мы должны помнить, с каким смирением Господь Чайтанья признал себя глупцом перед своим духовным учителем, Ишвара Пури. Смирение дает возможность быть в единственно правильной позиции: позиции ученика.
Оказавшись в обществе санньяси-майявади в Бенаресе, Господь Чайтанья смиренно сел рядом с местом для мытья ног. Санньяси-майявади, занявшие места на возвышении увидели смирение и скромность Господа Чайтаньи, но решили, что Он чем-то сильно опечален. Его мягкость и смирение были для них непонятными, а смирение непостижимым. Смирение непостижимо на материальной платформе.
Рупа Госвами и Харидас Тхакур
Рупа Госвами и Харидас Тхакур также показали пример смирения, поселившись в хижине очень далеко от храма Джаганнатха Пури. Оценив их смирение, Господь Чайтанья ежедневно посещал их Сам, одаривая особенными благословениями. Смирение дарует, особые благословения.
Санатана Госвами
Санатана Госвами проявлял смирение во всем. Однажды, сочтя себя недостаточно чистым и боясь загрязнить пуджари, которые шли по дороге, он предпочел идти берегом океана, и это смирение стоило ему обоженных в горячем песке ног. Но его смирение было таким глубоким, что он даже не чувствовал ожогов, и Господь Чайтанья заключил его в объятия как Своего дорогого преданного. Смирение помогает преодолеть любые трудности.
Санатана Госвами полностью предался своему духовному учителю Господу Чайтанье и выразил свое совершенное смирение перед Ним в таких словах:
«Я родился в низкой семье и все, с кем я общаюсь, принадлежат к низшему классу. Я падший, самый последний из людей. Всю свою жизнь я провел в затхлом колодце порочного материализма. Не знаю, что полезно для меня, а что приносит вред. Тем не менее, люди считают меня человеком широких познаний, и сам я тоже думаю о себе так. Пролив свою беспричинную милость, Ты увел меня с пути материализма. И теперь, прошу, прояви ту же беспричинную милость и поведай, в чем состоит мой долг».
Чайтанья Чаритамрита Мадхья-лила 20.99-101
Смирение открывает нам знания и дает возможность прогрессировать, получая наставления от садху (святых)
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
Его Божественная Милость Шрила Прабхупада проявил величайшее смирение, приехав в Америку на семидесятом году жизни. Он не интересовался собственным престижем и комфортом, называя себя «незначительным нищим». Переживая непрестанные трудности и будучи старым, живя в чужой стране, в самом центре разложения, которого не доводилось видеть ни одному вайшнаву-ачарье, Шрила Прабхупада оставался смиренным. Он проповедовал всем, кто был готов его слушать. Он сносил оскорбления, воровство, безумие одурманенных ЛСД хиппи, невежество людей, постоянную близость мясоедов, развратников и собственную нищету и безвестность, он не опускал руки пока не реализовал наставление своего духовного учителя, когда по всему миру распространилось сознание Кришны. Шрила Прабхупада никогда не считал совершённое собственной заслугой. По его словам, всё, что он сделал «это выполнил с верой указание своего духовного учителя». Он смиренно приехал в Америку, смиренно перенес трудности, и смиренно воспринял свой легендарный успех. Смирение приводит к реализации возвышенных целей.
Бхактивинода Тхакур
Своими песнями «Шаранагати» Бхактивинода Тхакур пробуждает в нас смирение особенным образом.
Он говорит о себе как об одной из падших обусловленных душ и потому скорбит, что впустую потратил жизнь без сознания Кришны. Он утверждает, что пришел к сознанию Кришны в конце жизни, да и то не по своей доброй воле, а потому, что материальная жизнь привела его к краху, а никакой альтернативы не было.
Бхактивинода Тхакур выражает значение слова «смиренный» как «тот, кто сознает свои недостатки», выходя за пределы словарного значения, этот святой видит его трансцендентное значение, связанное с Богом и зависимостью от него. Положение кажется ему безысходным, он полагает, что не сможет обрести спасения, и всё же надежда есть: Кришна спас огромное количество падших душ, и Ему нетрудно спасти еще одну, пролив свою милость. Таким образом, «Шаранагати» учит тому, что смирение - это не поверхностное чувство. Смирение - это глубокое, честное и естественное чувство, которое приходит к обусловленной душе, когда та осознает всю глубину своего падения и без притворства молит Господа простить ее и занять в преданном служении.
Кришнадас Кавираджа
«Я так греховен, что стоит вам вспомнить мое имя, и вы утратите все благоприятные последствия своих праведных поступков», - действительно думал так.
Подобное смирение не что-то дешевое, подобное тому, что можно проявить, просто поставив перед своим именем «Ваш покорный слуга». Смирение не подделаешь, его нужно взращивать в себе постепенно.