Дхьяна (Дйаяна) - йога
Дхьяна-йога (дхйана-медитация) Аштанга-йога (ашта-восемь; анга-частей) - эта вечная наука самоосознания.
- Господь Шива поведал эту йогу своей жене Парвати, в наше время Патанджали описал эту йогу в Йога-сутрах Патанджали.
История рождения Патанджали
"Мать Патанджали, Гоника, была незамужней, и у неё не было детей. Практикуя йогу, она накопила огромные знания и великую мудрость, но не смогла найти достойного ученика, чтобы передать ему свои знания. Гоника начала молиться богу Солнца и набрала в ладони воду как жертвоприношение, произнеся при этом: "Мои знания пришли ко мне с твоей помощью, так позволь теперь вернуть их тебе назад". В это мгновение она открыла глаза и увидела маленькую змейку, упавшую ей в ладони. Это был Патанджали (пата-упавший; анджали-означает время молитвы или ладони, сложенные для молитвы). Имя Патанджали, которое дала ему мать Гоника, символизирует способ его появления на свет. Она передала ему свои знания, и он донес свет йоги до людей. Патанджали считается проявлением Шеши или Ананты (змея, на кольцах которого возлежит в волнах мирового океана Бог Вишну). Однажды Ананта стал чувствовать, что бог Вишну становится то горячим, то холодным, то легким, то тяжелым, то заряженным энергией, то абсолютно спокойным. Его очень заинтересовало, от чего с Вишну стали происходить такие изменения? Оказалось, что Вишну смотрел, как бог Шива практиковал свою йогу и, лишь созерцая эту мистерию, мог так преображаться. Видя силу воздействия йоги, Ананта попросил Вишну позволить ему воплотиться на Земле и принести свет йоги людям".
Эта история рождения Патанджали описывается в Пуранах
Практика аштанга-йоги
- Крийя-йога (крийя-действие)
1) Йама / Яма (остановка, контроль, управление) - отказ от дурных привычек, этические ограничения, запреты
2) Нийама / Нияма - развитие хороших привычек, культивирование и развитие позитивных добродетелей
3) Асана (поза) - йогические позы
4) Пранайама (контроль или остановка дыхания) - дыхательные упражнения, управление праной
- Раджа-йога (царская йога)
5) Пратйахара - (Пратйа-отвод чувств; ахара-назад) - прекращение внешней деятельности чувств, чувства отрываются от объектов чувств и берутся под контроль ума и разума.
6) Дхарана (концентрация ума с задержкой дыхания или действие, направленное на поддержание, сохранение, удерживание (в памяти) - сосредоточение чувств, начало медитации (12 секунд на одном объекте)
7) Дхйана (созерцание, видение умом, интуитивное видение, медитация, сосредоточение) - сосредоточение чувств начало медитации (12*12 секунд на одном объекте)
8) Самадхи (целостность, объединение; осуществление, завершение; собранность; совершенство) - сверхсознательный глубокий транс полное погружение (12*12*12 секунд на одном объекте)
Яма (Йама)
1. Сатья — правдивость (не лгать).
- Плоды от соблюдения сатьи - сила проклинать и благословлять (сила слова).
2. Ахимса — ненасилие, непричинение вреда ни одному живому существу.
- Плоды от соблюдения ахимсы - менять сердца людей.
3. Астея — не присваивать чужого (не воровать).
- Плоды от соблюдения астеи - становятся известны все богатства.
4. Брахмачарья — воздержание; контроль похоти и сохранение целомудрия до вступления в брак, внутренняя собранность, не распущенность, самоконтроль.
- Плоды от соблюдения брахмачарьи - героизм, отвага, решимость.
5. Апариграха — не стяжательство, свобода от жадности, бескорыстие, не привязанность к вещам.
- Плоды от соблюдения апариграхи - понимание своего предназначения.
Нияма (Нийама)
1. Шауча — очищение, чистота, как внешняя (чистоплотность, омовения), так и внутренняя (чистота ума, памятование о Боге).
- Плоды от развития шаучи - внешняя - безразличие к телу, не привязанность к другим, степень освобождения от телесной концепции жизни; внутренняя - жизнерадостность, однонаправленность, контроль за чувствами, видение самости.
2. Сантоша — удовлетворённость настоящим, оптимизм, скромность.
- Плоды от развития сантоши - непревзойденное счастье.
3. Тапас — аскетизм, священный обет, самодисциплина, усердие в достижении духовной цели, настойчивые усилия.
- Плоды от развития тапасьи - разрушаются загрязнения, очищаются чувства, совершенство тела.
4. Свадхйая — само изучение, самоанализ, познание, формирование культуры мышления.
- Плоды от развития свадхйаи - соединение с Божеством.
5. Ишвара-пранидхана — принятие Ишвары (Бога) в качестве своей цели, единственного идеала в жизни, поклонение Богу, подчинение.
- Плоды от развития ишвара-пранидханы - самадхи.
Асана
Поза должна быть устойчивой и удобной (6 часов в одном положении).
- Научиться долго находиться в одном положении, не чувствуя дискомфорта.
- Укрепление здоровья.
- Повысить сопротивляемость к внешним факторам.
- Научиться чувствовать праны и направлять их.
Пранаяма (Пранайама)
Цель пранайамы
- Остановить дыхание
- Управлять воздушными потоками тела
- Продление жизни
- Контроль чувств
Пять главных пран - вайю (ветра)
- Прана (движется постоянно в сердце)- отвечает за дыхание.
- Апана (области ануса) - осуществляет выделение и удаление всех нечистот из тела.
- Самана (сердце-пупок) - энергия огня, формируется в членах тела и надиях (энерго-каналах), если этой энергии в теле достаточно, человек испытывает внутреннее тепло, радость, блаженство в теле, ясность ума и жизненную активность.
- Удана (горло-голова) - поддерживает мышечную силу, выводит тонкое тело из грубого во время смерти.
- Вьяна (проникает через всё тело) - вызывает циркуляцию крови и движется по нервам.
Пять второстепенных пран
- Нага - кашель и чихание, действует в пробуждении и вызывает пробуждение сознания.
- Курма - моргание, действует в открывании глаз и вызывает зрение.
- Крикара - действует в чувстве голода и вызывает голод и жажду.
- Девадатта - дремота и сон, действует при зевании.
- Дхананджайя - огонь пищеварения, порождает речь, проникает через всё тело и не оставляет его даже после смерти.
Цель дхьяна-йоги (аштанга-йоги)
- Осознать Параматму
"Тот, кто обуздал ум, уже осознал Сверхдушу, ибо обрел умиротворение. Для такого человека не существует разницы между счастьем и горем, жарой и холодом, почетом и бесчестьем".
Бхагавад Гита 6.7
- Мокша или Преданное служение
"Для того, кто видит Меня во всем сущем и все сущее во Мне, Я никогда не буду потерян, и он никогда не будет потерян для Меня. Он поклоняется и служит Сверхдуше, зная, что Сверхдуша и Я есть одно. Такой йог всегда, при любых обстоятельствах, остается во Мне".
Бхагавад Гита 6.30-31
Квалификация для дхьяна-йоги (аштанга-йоги)
- Саннйаса, отречение
- Целибат
- Уединение
- Аскетизм
- Чистота ума, тела и места
- Здоровье и долгая жизнь
- Умиротворение ума
- Сила воли
- Бесстрашие
"Тело, ум и душа йога должны быть всегда заняты деятельностью, связанной со Всевышним. Ему следует жить одному, в уединенном месте, постоянно держать ум в повиновении и быть свободным от желаний и собственнических чувств.
Для занятий йогой надо найти чистое уединенное место, постелить на землю циновку из травы куша, покрыв ее оленьей шкурой и мягкой тканью. Сиденье не должно быть слишком высоким или, наоборот, слишком низким. Усевшись как следует, можно приступить к практике йоги. Обуздав ум и чувства, контролируя деятельность тела и сосредоточив мысленный взор в одной точке, йог должен очистить сердце от материальной скверны.
Держа корпус, шею и голову на одной линии, йог должен сосредоточить взгляд на кончике носа. Успокоив и обуздав ум, избавившись от страха и полностью отказавшись от половой жизни, он должен устремить мысленный взор на Мой образ в сердце и сделать Меня своей высшей целью.
Держа под постоянным контролем деятельность своего тела и ума, йог-мистик окончательно подчиняет ум своей власти и, прекратив материальное существование, достигает царства Бога.
О Aрджуна, человек никогда не станет йогом, если он ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или спит недостаточно.
Тот, кто умерен в еде, сне, труде и отдыхе, может, занимаясь йогой, избавиться от всех материальных страданий.
Когда йог упорядочивает деятельность ума и, освободившись от материальных желаний, достигает духовного бытия, его называют утвердившимся в практике йоги.
Подобно тому как пламя светильника горит ровно в тихом месте, йог, обуздавший ум, всегда остается погруженным в медитацию, устремив внутренний взор на свое истинное «Я»".
Бхагавад Гита 6.10-19
Результат практики дхьяна-йоги (аштанга-йоги)
- Благочестие
- Здоровье и увеличение продолжительности жизни
- Полное умерщвления плоти
- Контроль ума и чувств
- Мистические совершенства
- Имперсональное растворение или начало преданного служения Параматме
- Осознание аспектов САТ и ЧИТ
Степень эффективности дхьяна-йоги (аштанга-йоги)
- Не дает полного осознания Абсолютной Истины.
- Практически не выполним в Кали-йугу (условия места, экология, продолжительность жизни, уровень благочестия и деградации цивилизации).
- Долгий и сложный путь, имеющий много промежуточных целей и результатов, которые могут легко отвлечь от конечной цели и привести к падению.
- Неестественный, механический процесс.
- Цель отлична от средства и на разных этапах противоречива.
- Весь путь - сплошная аскеза, а результат блаженство лишь в конце.
- Сложно найти Гуру, который прошел этот путь и реализовался.
- Является лишь подготовкой к бхакти-йоге.
- Ставка на личную квалификацию, изначальная квалификация для практики достаточно высокая.