Преданное служение
Определение бхакти (преданного служения)
анйабхилашита-шуньям гьяна-кармади-анавритам
анукульена кришнану шиланам бхактир уттама
- Первый перевод (Чайтанья Чаритамрита):
"Идя путем совершенного переданного служения необходимо избегать любых материальных желаний, знания основанного на философии монизма и деятельности ради ее плодов. Чистый преданный постоянно служит Кришне, желая доставить Ему удовольствие".
- Второй перевод:
"Чистое преданное служение – это деятельность, направленная на удовлетворение Кришны, без скрытых мотивов и не покрытая стремлением к философским поискам или материальной выгоде".
Бхакти Расамрита Синдху 1.1.11 (Нектар преданности) – парибхаша-сутра
Парибхаша-сутра (пари-обходить вокруг; бхаша-говорить; сутра-краткий тезис) – то вокруг чего ходит это произведение, главный тезис (песчинка вкруг которой наматывается жемчужина. Парибхаша-сутра – ключ к пониманию произведения (если какой-то стих в произведении не понятен, нужно посмотреть его в контексте парибхаша-сутры). Все произведение является расширенным комментарием к парибхаша-сутре.
анукульена кришнану шиланам бхактир уттама
Сварупа-лакшана бхакти - главные признаки бхакти, принципиальные характеристики, определяют преданное служение вообще (бхакти).
3 основных признака бхакти
- 1. Оно совершается для Кришны.
"Совершенное преданное служение проявляется в стремлении человека полностью погрузиться в Сознание Кришны, занимаясь служением Господу позитивным образом".
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада - Нектар преданности
Слово Кришна включает в себя все!
"Мы должны любить только Кришну, но Кришна необычное живое существо. Говоря о Кришне, мы имеем ввиду Верховную Личность Бога вместе со всеми Его многочисленными экспансиями. Иными словами объектами нашей чистой преданности должны быть Кришна и Его экспансии. Кришна распространяет себя принимая форму своих полных неотъемлемых частей, своих отделенных неотъемлемых частиц и своих разнообразных энергий".
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада - Нектар преданности
Кришна единственный объект чистой преданности, в результате такой однонаправленной любви, человек любит все, что непосредственно связано с Кришной (Кришна – это все, все то где мы видим связь с Кришной).
- 2. Это активная деятельность.
Кришнану (ану-постоянно, всегда; следуя за) шиланам (практика, деятельность) – практика основанная на следовании по стопам предыдущих ачарьев (активная деятельность полученная от Кришны или от Его представителей).
- 3. Оно выполняется с желанием порадовать Кришну.
Анукульена (анукул-благоприятным образом) - с желанием порадовать.
Бхактир уттама – высшее бхакти, деятельность направленная на удовлетворение Кришны.
анйабхилашита-шуньям гьяна-кармади-анавритам
Таташтха (татастха)-лакшана бхакти – вспомогательные признаки бхакти, определяют чистое служение (шуддха-бхакти).
Два второстепенных признака бхакти (разница между шуддха-бхакти и мишра-бхакти)
- 1. Свободно от скрытых корыстных мотивов
Анйабхилашита (анйа-других; абхилаш-скрытые желания; суффикс «та»-склонность желать)-шуньям (лишенный; ноль) – лишенный других желаний.
Даже если у преданного есть посторонние желания необходимо, чтобы побудительные мотивы его деятельности оставались абсолютно чистыми. Человек должен желать только одного доставить удовольствие Господу и так выполнять чистое преданное служение.
- 2. Не покрыто философскими поисками и деятельностью ради ее плодов
Гьяна (философские поиски)-кармади (карма-привязанность к выполнению религиозных ритуалов; ади-другие, прочие устремления)-анавритам (не покрыто, не перекрывает) – не покрыто кармой и гьяной.
Карма/Гьяна-мишра (мишра-примесь) бхакти – не дает любви к Богу (высший плод), в конечном счете, человек должен отказаться от мишры, очиститься от нее.
Две основные ловушки бхакти (карма и гьяна)
- Мотив гьяны - имперсональное отречение.
- Мотив кармы – привязанность, основанная на материальных желаниях.
- Бхакти – это середина, в ней есть привязанность и отречение одновременно (привязанность к духовному подразумевает отречение от материального). В отличии от кармы - это привязанность к духу, а в отличии от гьяны отречение на основе привязанности (это не пассивная деятельность, а активное начало). Чистое бхакти – это служение для Кришны без корыстных мотивов, свободное от кармы и гьяны.
сарваупадхи (сарва-все; упадхи-ложные отождествления)-винирмухтам (освободиться, уничтожить)
тат(тот) паратвена(более высокое сознание) нирмалам(очищенный)
хришикена хришекеше (хришика-чувства; иша-повелитель)
севанам (служение) бхактир (бхакти) учйате (принимается, считается)
"Человек должен освободится от всех материальных отождествлений и с помощью сознания Кришны очистится от всей материальной скверны. Необходимо вернуться в свое чистое изначальное состояние, в котором его чувства заняты служением хозяину чувств. Такая деятельность называется преданным служением".
Нарада Панчаратра
"Высшим занятием [дхармой] для всех людей является такое занятие, с помощью которого они могут прийти к любовному преданному служению трансцендентному Господу. Чтобы полностью удовлетворить душу, такое преданное служение должно быть бескорыстным и непрерывным".
Шримад Бхагаватам 1.2.6
Дхарма (дхар-поддерживать) – деятельность, которая прямо соответствует определенному объекту и его предназначению.
- Преданное служение – активная деятельность (ум, слова, тело), направленная на удовлетворение Кришны.
- Чистое преданное служение – чистая деятельность без примесей гьяны и кармы для Кришны без корыстных мотивов.