Veda.Co.Ua     Энциклопедия 

Двадцать шесть качеств вайшнава


Давая наставления Санатане Госвами, Господь Шри Чайтанья Махапрабху перечислил двадцать шесть качеств вайшнава:
крпалу — милосердный
акрта-дроха — не дерзкий, миролюбивый, смиренный
сатйа-сара — безукоризненно правдивый
сама — непредвзятый
нидоша — безупречный
ваданйа — великодушный
мрду — мягкий
шучи — чистоплотный
акинчана — не накапливающий материальное имущество
сарва-упакарака — трудящийся на благо всех
шанта — умиротворенный
кршна-эка-шарана — преданный исключительно Кришне
акама — не имеющий желаний
аниха — равнодушный к материальным приобретениям
стхира — надежный
виджита-шат-гуна — полностью обуздавший шесть дурных качеств (вожделение, гнев, жадность и т. д.)
мита-бхук — в еде довольствующийся необходимым
апраматта — не опьяненный
мана-да — уважительно относящийся к другим
амани — равнодушный к почестям со стороны других
гамбхира — серьезный
каруна — сострадательный
маитра — дружелюбный
кави — поэтичный
дакша — мастер на все руки
мауни — молчаливый, не болтливый
«Преданные всегда милосердны, смиренны, правдивы, беспристрастны, безупречны, великодушны, кротки и чисты. У них нет материальной собственности, и они постоянно трудятся на благо всех. Они умиротворены, преданы Кришне и свободны от желаний. Они равнодушны к материальным приобретениям и не сворачивают с пути преданного служения. Они полностью обуздали в себе шесть недостатков — вожделение, гнев, жадность и т. д. Они едят ровно столько, сколько необходимо, и не опьяняют себя. Они уважительно относятся к другим, они серьезны, сострадательны и равнодушны к почестям. Они дружелюбны, поэтичны, опытны в делах и не болтливы».
Чайтанья Чаритамрита Мадхья-лила 22.78-80
Но это не означает, что преданный должен прилагать усилия, чтобы обрести каждое из этих качеств в отдельности.
«Лишь те немногие, кто безраздельно посвятил себя преданному служению Кришне, могут с корнем вырвать сорняк греховной жизни и не бояться, что он снова даст ростки. Преданное служение искореняет грех так же быстро, как солнечные лучи рассеивают туман».
Шримад Бхагаватам 6.1.15
Преданный обретает все положительные качества, просто выполняя чистое преданное служение.
Господь Кришна упоминает двадцать качеств (признаков знания).
«Если человек отдается преданному служению в полном сознании Кришны, в нём естественным образом развиваются все остальные девятнадцать признаков».
Комм. Шрилы Прабхупады Бхагавад Гита 13.8-12
Выполняя преданное служение, человек автоматически развивает все трансцендентные качества.
В Шримад Бхагаватам утверждается, что в преданном развиваются все положительные качества полубогов. Преданному легко даётся самоконтроль, который труден даже для йогов, поскольку он занимает свои чувства в служении Кришне.
С какой целью Господь Чайтанья описал эти двадцать шесть качеств?
Чтобы прославить вайшнава, показать богатство его характера.
Для того чтобы мы могли видеть, развиваются ли эти качества в нас.
«Следует постоянно проверять, насколько далеко вы продвинулись в духовной науке. Оценивать свой прогресс можно по этим признакам (по качествам)».
Комм. Шрилы Прабхупады Бхагавад Гита 13.8-12
Мы сумеем понять трансцендентную культуру гораздо лучше, если узнаем, как проявляли эти качества возвышенные преданные.

Качества на материальном уровне
Все эти качества, начиная с милосердия, нужно смотреть с трансцендентной, а не с обычной мирской точки зрения.
«Не слишком разумные люди порой ошибочно считают описанный здесь процесс познания (20 качеств) порождением поля деятельности (тело, материальный уровень)».
Комм. Шрилы Прабхупады Бхагавад Гита 13.8-12
На материальном уровне, без истинного понимания вещей (без Бога), невозможно развить эти качества, так как истинное проявление этих качеств возможно при отсутствии ложного эго и корыстных интересов. В материальном мире люди проявляют те или иные качества движимые ложным эго и корыстью, все положительные качества они эмитируют.
пример: приходя в магазин или ресторан мы видим как нам рады и готовы служить, и мы знаем почему
Все качества по природе духовны и основаны на понимании своей истинной природы (я вечная душа и слуга Господа). На материальном уровне эти качества являются лишь кривым отражением.