Veda.Co.Ua     Энциклопедия 

Личности, олицетворяющие знание

 

Разделы знаний

Гуру

Божество

Ачарья

Самбандха

Дикша гуру

Мадана-Мохан

Санатана Госвами

Абхидхея

Шикша гуру

Говинда

Рупа Госвами

Прайоджана

Шикша гуру

Гопинатха

Рагхунатха дас Госвами

 

Три Главных Божества Вриндавана

 

Трансцендентное знание невозможно постичь собственными усилиями - это может сделать только Сам Кришна.

Кришна вечно прибывает во Вриндаване, и Он принимает формы: Мадана-Мохана, Говинды и Гопинатхи, наделяя нас знанием самбандхи, абхидеи и прайоджаны.

Эти Божества являются главными Божествами Вриндавана и без Их милости невозможен никакой духовный прогресс.

 

Мадана-Мохан

 «Тот, кто очаровывает даже бога любви»

 

Мадана-Мохан лично раскрывает нам самбандха-гьяну.

 

джайатам суратау пангор

мама манда-матер гати

мат-сарвасва-падамбходжау

радха-мадана-мохапау

 

Слава бесконечно милостивым Радхе и Мадана-Мохану! Я хром и лишен разума, однако Они направляют меня и Их лотосные стопы для меня - это все.

Чайтанья Чаритамрита Ади-лила 1.15  Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами

 

«В материальном мире в настоящее время мы находимся в крайнем невежестве относительно своих вечных взаимоотношений с Верховным Господом. Пангох описывает того, кто не может передвигаться независимо, с помощью собственных усилий, а манда-матех - это тот, у кого не хватает разума, поскольку он, слишком поглощен материалистичной деятельностью. Таким личностям лучше всего не пытаться добиться успеха на пути кармической деятельности или философского поиска, а просто вручить себя Верховной Личности Бога. Совершенство жизни состоит в том, чтобы просто вручить себя Всевышнему. Поэтому в начале своей духовной жизни мы должны поклоняться Мадана-Мохану, чтобы Он привлек нас и нейтрализовал нашу привязанность к материальным чувственным наслаждениям. Такие взаимоотношения с Мадана-Моханом просто обязательны для преданных-неофитов».

Комм. А.Ч. Бхактиведанты Свами Шрилы Прабхупады

 

Господь Мадана-Мохан сначала привлекает нас, являясь в образе инициирующего духовного учителя, или дикша-гуру. Он очаровывает нас своей чистотой, глубиной и преданностью. У нас появляется вера к этой удивительной личности, и мы вручаем себя ему, вопрошая о духовном посвящении.

Затем мы начинаем осознавать свои вечные отношения с Господом Чайтаньей Махапрабху. Нас начинает привлекать чудесный образ Божеств Шри Шри Гаура-Нитаи, когда Господь Чайтанья, танцуя в экстазе санкиртаны, завораживает всех, кто смотрит на Него своим ослепительным духовным сиянием. И,

наконец, Господь Чайтанья милостиво раскрывает Себя как Кришна - Мадана-Мохан, который привлекает всех своим именем, формой, качествами и играми, которые Он совершает со своими вечными спутниками на Голоке Вриндавана.

 

Говинда

 «Тот, кто приносит удовлетворение коровам и чувствам, занятым в преданном служении»

 

Говинда раскрывает нам абхидея-гьяну.

 

дивйад-вриндаранйа-калпа-друмадхах

шримад-ратнагара-симхасана-стхау

шимад-радха-шрила-говинда-девау

прештхалибхих севйаманау смарами

Чайтанья Чаритамрита Мадхья-лила 1.4  Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами

 

Во Вриндаване, в храме из драгоценных камней под древом желаний на сияющем троне сидят Шри Шри Радха-Говинда, принимая служение от своих самых сокровенных спутников. Я приношу Им свои смиренные поклоны.

 

Когда преданный желает нести служение Господу с сильной привязанностью, то он поклоняется Говинде, совершая трансцендентное преданное служение.

У нас есть богатый опыт чувственных наслаждений в этом мире, но подлинное удовлетворение и наслаждение наши чувства будут испытывать, когда мы займем их в бескорыстном чистом преданном служении Господу.

Кришна  постоянно заботится о трансцендентных коровах сурабхи, которые безраздельно посвятили Ему свои жизни. Кришна рад служить Своим преданным, которые очень дороги ему.

 

Господь Говинда является нам в образе наставляющих духовных учителей (шикша-гуру), обучая нас, как совершать преданное служение, и действительно занимая нас этим служением.

Кроме этого, довольный нашим служением Он дает нам наставления из сердца как Сверхдуша или чайтйа-гуру(дудовный учитель в сердце).

 

По их милости мы становимся участниками движения санкиртаны Господа Чайтаньи и имеем возможность получить величайший дар чистой према-бхакти. Постепенно осознавая, что Господь Чайтанья не отличен от Шри Шри Радхи-Говинды, мы начинаем понимать, что повторение Святых Имен является личным служением Радхе, Кришне и Их вечным спутникам во Вриндаване.

 

Гопинатха

«Повелитель гопи»

 

Гопинатха лично является перед нами Сам, олицетворяя Собой высшее совершенство - прайоджана-гъяну.

 

шриман раса-расарамбхи

вамши-вата-тата-стхитах

каршан вену-сванаир гопир

гопинатхах шрийе ‘сту нах

Чайтанья Чаритамрита Ади-лила 1.17  Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами

 

Шри Гопинатха, источник трансцендентного вкуса танца раса, стоит на берегу Ямуны в Вамшивате и привлекает внимание девушек-пастушек звуками Своей знаменитой флейты. Пусть же все они прольют на нас свои благословения.

 

На этой стадии мы видим положение духовного учителя как вечного спутника Господа, и в своей духовной форме под его руководством совершаем свое вечное служение.

Мы принимаем участие в Гаура-лиле, помогая Господу раздавать и вкушать нектар Своей сладости. А в Кришна-лиле мы достигаем окончательного положения слуги слуги слуги... Их Светлостей Шри Шри Радхи-Гопинатхи, источника высшего наслаждения для девушек Враджа.

 

Божества Мадана-Мохана, Говиндаджи и Гопинатхи были изначально установлены во Вриндаване пять тысяч лет назад Царем Ваджра-набхой, правнуком Кришны. Через четыре тысячи лет, когда Индию завоевали моголы, священники этих Божеств были вынуждены спасаться бегством и спрятали Их в джунглях. Со временем Божества занесло землей, и никто уже не знал, где Они находятся.

 

История Божества Шри Мадана-Мохана

 

Пятьсот лет назад Божество Мадана-Мохан явилось во сне Адвайте Ачарье, вечному спутнику Господа Чайтаньи. Господь Мадана Мохан во сне открыл ему Свое местонахождение, и на утро при помощи местных жителей Адвайта Ачарья действительно откопал Божество. Адвайта Ачарья подумал, что не сможет должным образом заботиться о Божестве, поэтому он передал Его одному возвышенному брахману - преданному, который начал поклоняться Ему в спонтанной любви.

Спустя какое-то время по приказанию Господа Чайтаньи во Вриндаван пришел Санатана Госвами. Ему случилось посетить дом этого брахмана и то, что он увидел, поразило Его. Вся семья относилась к Божеству буквально как к своему сыну: когда они садились есть, они усаживали рядом с собой Шри Мадана-Мохана. Их маленький сын отказывался один ложиться спать - без любимого Божества. Сначала Санатана Госвами был потрясен такой фамильярностью и начал, было, отчитывать брахмана за оскорбления, которые он наносит Божеству. Но затем Господь раскрыл ему возвышенный уровень этих преданных, и Санатана Госвами почувствовал себя очень неловко и припал к стопам этого брахмана, прося у него прощения.

Спустя какое-то время Господь Мадана-Мохан явился во сне к Санатане Госвами, объяснил, кто Он такой и сказал, что хочет, чтобы он забрал Его у того брахмана и сам начал поклоняться Ему. На следующий день Санатана пришел к брахману и передал ему желание Божества. Но брахман был настолько привязан к Господу Мадана-Мохану, что категорически отказался. И лишь когда Господь лично во сне явился этому брахману, тот согласился вверить Его заботе Шрилы Санатане Госвами.

Санатана Госвами установил Божество в небольшой хижине на холме Двадашадитйа-тила на берегу реки Ямуны. Будучи саннъяси, Санатана Госвами ежедневно ходил собирать милостыню. Из муки, которую ему жертвовали, он готовил чапати (сухие лепешки) и предлагал их Божеству. Однажды Господь Мадана Мохан попросил его предлагать Ему чапати хотя бы с солью, на что Санатана Госвами в любовном гневе возмутился: «Я нищий санньяси. Пожалуйста, будь доволен тем, что у меня есть. А то сегодня Ты просишь соли, а завтра Ты попросишь топленого масла и сладостей!»

Но, конечно, все это время Санатана Госвами постоянно молил Кришну о том, чтобы построить великолепный храм и организовать пышное поклонение Шри Мадана-Мохану. И вот однажды по Ямуне проплывала баржа, принадлежащая богатому торговцу солью Кришнадасу Капуру, и случилось так, что баржа застряла на мели прямо напротив хижины Санатаны Госвами. Санатана Госвами убедил перепуганного торговца обратиться с молитвами к Шри Мадана-Мохану, и как только тот послушал его совета, баржа неожиданно снялась с мели. Почтенный торговец проследовал дальше в Агру, где продал всю соль, и прибыль пожертвовал на строительство прекрасного храма Шри Мадана-Мохану, который и поныне украшает Вриндаван. Строительство храма было завершено к 1580 году.

Впоследствии, во время нашествия мусульманского императора Аурангазеба Божество было перевезено в Джайпур, где преданные поклоняются Ему и сейчас.

Санатана Госвами является главным учителем самбандха-гъяны.

 

История Божества Шри Говиндаджи

 

Господь Говиндаджи вновь явился пятьсот лет назад Шриле Рупе Госвами. Получив указание Господа Чайтаньи открыть затерянные места игр Господа Кришны и установить поклонение Ему в храмах, Рупа Госвами на первых парах чувствовал себя очень беспомощно и постоянно молился Господу. Как-то раз, сидя на берегу Ямуны, Рупа погрузился в размышления о стоящей перед ним трудной задаче. Вдруг, откуда ни возьмись, появился маленький мальчик и спросил Госвами о причине его уныния. Шри Рупа поделился с Ним своими раздумьями. Выслушав подробный рассказ Шри Рупы, мальчик жестом позвал Госвами следовать за Ним и привел его к небольшому холму. «Внутри, - сказал Он, - сокрыто великолепное Божество Говиндадев, установленное почти пять тысяч лет назад великим внуком Шри Кришны Ваджрой. Во время нашествия мусульман местные жители спрятали Божество в этом холме, чтобы уберечь Его от разрушения, а позднее Оно было утеряно».

«Каждый день, - продолжал мальчик, - большая корова приходит на это место и орошает молоком весь холм. Оно просачивается внутрь, и Говиндадев наслаждается Своим дневным прасадом». Рассказав Шри Рупе Госвами эту удивительную историю, мальчик скрылся из вида. На следующее утро с изрядной долей скептицизма Шри Рупа пришел к холму, чтобы увидеть своими глазами, действительно ли эта корова существует, а ее молоко впитывается в землю. К его удивлению корова, на самом деле, появилась, и все произошло так, как рассказывал мальчик. Потрясенный Рупа позвал местных жителей, чтобы копать землю в том месте, где, как он теперь убедился, было спрятано Божество Говиндадев.

Приложив немалые усилия, под руководством Рупы Госвами, они, в конце концов, отыскали Божество и преисполнились энтузиазма построить храм в Его честь и начать поклонение Говиндадеву. Жители Вриндавана были очень благодарны Рупе Госвами, начавшему поиски Божества и вскоре стали его верными последователями.

Под покровительством знаменитого императора Акбара храм был вскоре возведен, хотя окончательно его строительство завершилось к 1590 году, через несколько лет после ухода Рупы Госвами из этого мира. Впоследствии Божество Говиндаджи также было перенесено в Джайпур, а сам храм серьезно пострадал во время набега Аурангазеба, который из зависти снес три верхних этажа этого величественного шестиэтажного шедевра духовной архитектуры.

Шри Рула Госвами считается ачаръей или главным учителем абхидея-гьяны.

 

История Божества Шри Гопинатхи

 

 Гопинатха явился Парамананде Бхаттачарье и Мадху-пандиту Госвами, которые установили поклонение Ему на берегу Ямуны в Вамши-Вате во Вриндаване - месте, где пять тысяч лет назад Кришна стоял, играя на флейте, во время наступления ночи танца раса.

Ачаръей прайоджана-гъяны считается великий святой - Шрила Рагхунатха Дас Госвами.