Veda.Co.Ua     Энциклопедия 

Джапа-медитация


Джапа (санскр. जप, джап - шептать, повторять внутренне, бормотать) — духовная практика медитативного повторения мантр или Имён Бога.

Слово «джапа» состоит из двух слов: «джа» - рождение, «па» - защита, поддержание, то, что защищает и хранит всё творение. Применительно к нам, джапа — это то, что создает нашу духовную личность и защищает её.

Слово «джапа» означает «ротация» (или вращение) сознания и соединение своей сущности с Высшей Сущностью.

В различных формах, аналогичный практика повторения молитв присутствует в большинстве религий мира, однако вайшнавы придают этой практике особо важное значение.

Для повторения джапы используются чётки называемые джапа-мала, сделанные из дерева туласи или нима. Число бусин в чётках джапа малы составляет 108 + большая бусина Сумеруи и имеет особое сакральное значение.

statii
Значение чёток, мантры и числа 108

Джапа-малу (чётки) держат в специальном мешочке.
Почему носят чётки в мешочке? Одно из объяснений – чётки – это сокровенное, нечто между нами и Богом. В «Хари-бхакти-виласе» говорится, что когда мы не читаем джапу, нужно хранить чётки в потайном чистом месте, предварительно поклонившись им. Чётки – это нечто святое. Человек должен хранить в секрете Божество, которому он поклоняется (объект своего поклонения); имя своего духовного учителя; мантру, которую ему дал гуру; джапа-малу. Это значит, что он не должен показывать свою джапа-малу.

Для повторения джапы не обязательно сидеть в одной позе, как это делают йоги, занимаясь медитацией. По желанию можно сидеть, стоять или ходить, самое важное — быть сосредоточенным на звуках мантры.
Лучшее время суток для джапа медитации - это период брахма-мухурты — ранние утренние часы «период Брахмы», промежуток времени, считающийся особенно благоприятным для духовной практики, начинается за полтора часа до рассвета и длится в течение последующих 48 минут (в среднем с 4:00 - 5:00 часов утра)

Процесс джапа-медитации

Начиная мантра-медитацию, зажмите бусину, следующую за бусиной Кришны (109-я бусина), между большим и средним пальцами правой руки и произнесите всю Маха-Мантру: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Затем точно так же зажмите в пальцах следующую бусину и снова произнесите маха-мантру, затем следующую... и так пока не повторите мантру на каждой бусине четок и не дойдете до бусины Кришны.
Итак, вы прочитали один «круг» джапы. Чтение одного круга должно отнимать у вас около семи минут, хотя вначале на это может уйти и десять минут, и больше. Не читая мантру на бусине Кришны, нужно повернуть четки и двигаться по кругу в обратном направлении. Четки очень важны для джапы , они помогают лучше сосредоточиться на звуках мантры, вовлекая в медитационный процесс осязание.
Начните с чтения одного или двух кругов в день и постепенно увеличьте их число до шестнадцати; таков рекомендованный минимум для того, кто относится к джапа-медитации серьезно и хочет стать преданным слугой Господа Кришны.

 Из всех систем йоги, пробуждающих пратьяхару (отвлечение от внешних объектов) и ведущих непосредственно к самадхи (духовное состояние сознания), джапа йога является наиболее безопасной и лёгкой практикой и потому может использоваться каждым в любое время и в любых условиях.

Наибольший эффект от мантры исходит тогда, когда её даёт гуру. Если человек посвящён в мантру, он должен продолжать её, всю жизнь.

 Существует три основных формы джапы, при которых мантра повторяется тремя различными способами: громко вслух, шёпотом и про себя в уме.

statiiВиды джапа-медитации   statiiБлаготворное воздействие Святого Имени

Правила и советы для джапы

  • Используйте рудракшу или туласи мала из 108 бусин + большая бусина Сумеру.
  • Предворительно читайте Пранама-Мантру Шрилы Прабхупады, Панча-Таттва Маха-Мантру без милости Шрилы Прабхупады и Господь Шри Чайтаньи Махапрабху мы не сможем достичь успеха в воспевании.
  • Указательный и мизинец не должны дотрагиваться до четок.
  • Джапу практикуйте в устойчивой медитативной асане (например, в падмасане или сиддхасане). Правая рука с малой может покоиться на правом колене. Поза «лотоса» и ровная спина способствуют нормальной циркуляции праны (жизненной энергии), а концентрация, спокойствие, умиротворение, энергетический подъем являются естественным следствием этого.
  • Малу не должны видеть другие. Держите чётки в ткани или в шёлковом мешочке, когда их не используете. Чётки, предназначенные для джапы, не носят на себе.
  • Читая на чётках, не перепрыгивайте через 109-ую Сумеру и не читайте на ней. Когда вы подошли к большой бусине Сумеру, поворачивайте назад малу.
  • В течение некоторого времени совершайте ментальную джапу. Если ум начинает блуждать, переходите на какое-то время к байкхари (звуковой), а затем возвращайтесь опять к манасик (мысленной) джапе незамедлительно.
  • Произносите каждую букву мантры правильно и отчетливо. Не повторяйте её ни слишком быстро, ни слишком медленно. Повышать скорость можно лишь тогда, когда ум начинает блуждать.
  • Не желайте ничего мирского во время повторения мантры.
  • Продолжайте ментально проговаривать мантру, какой бы работой вы не занимались.
  • Если возможно, лучше повернуться во время практики лицом к северу или к востоку.
  • Джапа способна извлечь из глубин подсознания подавленные комплексы, желания и страхи в форме причудливых образов и мыслей. Если это происходит, просто наблюдайте за подобными явлениями, как равнодушный зритель и не теряйте нить своей джапы. В процессе повторения джапы пробуждается читта шуддхи, или ментальное очищение, в котором сгорают самскары (впечатления прошлого) и васаны (будущие желания).
  • Избегайте оскарблений Святого Имени, чистое воспевание это воспевание без оскорблений.
  • Ежедневно повторяйте минимум 16 кругов мантры. Если ваша практика только началась, начните повторение с 1 круга в день и постепенно у вас появится вкус и желание увеличить количество кругов. Для продвижения важно постоянство.

Существуют три основных препятствия на пути к медитации: нечистота, невежество и рассеянность

 И все три могут быть устранены практикой джапы посредством постоянного осознания мантры. Не следует во время джапы сильно напрягаться и чрезмерно концентрироваться. Только постоянная, искренняя и расслабленная джапа способна наделить ум осознанием и отвлечь его от внешних влечений.

Беспокойство, возбуждение и напряжение не являются нашей естественной природой. Наша подлинная природа — это самадхи, чистое сознание, спокойствие и уравновешенность. Сравнение с зеркалом помогает прояснить проблему: пока зеркало покрыто пылью, оно не может отражать ясно объекты, но если мы сотрём эту пыль, естественное качество зеркала тут же проявит себя, отражая чётко и ясно все объекты.
Видимая обусловленность ума несчастьями и комплексами — всего лишь иллюзия. Когда садхана (духовная практика) очистит ваш ум, вы прочувствуете своё подлинное Я.

В медитации мы не должны напрягать свой ум, форсируя события усиленной концентрацией. Мы стремимся лишь к расслабленному осознанию, а не к концентрации как таковой. Задача в том, чтобы быть постоянно осознающими, в этом и заключается однонаправленность ума. Мы не боремся с нашими мыслями и не пытаемся их подавить. Мы просто наблюдатели и бескорыстные свидетели.
Иногда на поверхность вашего ума выплескиваются такие желания, что вы недоумеваете: откуда они взялись? Это явление означает, что ваше осознание мантры ещё поверхностно. Когда же ваше осознание мантры станет сокровенным и глубоким, тогда начнут всплывать более основательные мысли и желания. За ними обычно следуют несколько мгновений бездумья благодаря однонаправленности вашего сознания. Итак, расслабляйтесь в джапе, и всё случится автоматически. Не беспокойте себя по поводу тех или иных отвлечений вашего ума. Всё придёт в своё время именно благодаря джапе и осознанной мантре.

statiiШесть правил эффективной джапа-медитации - Шачинандана Свами

statiiОчень важная формула того, как правильно повторять Святое Имя - Бхакти Вигьяна Госвами

Усиление вашего воспевания

В каких бы условиях человек не повторял Маха-Мантру, это необычайно благотворно скажется на его духовном развитии. Однако великие мудрецы и святые – авторитеты в джапа-медитации – предлагают использовать некоторые приемы, которые усилят и ускорят действие такой медитации.
Чем больше человек воспевает, тем легче ему будет выполнять перечисленные ниже принципы, так как повторяя эту Маха-Мантру, он обретает духовную силу и развивает вкус к высшим наслаждениям. Когда человек начинает испытывать духовное наслаждение при воспевании, ему становится намного легче отказаться от дурных привычек, препятствующих духовному развитию.

1 — Не употреблять в пищу мясо, рыбу и яйца
2 — Не употреблять одурманивающих средств.
3 — Не играть в азартные игры.
4 — Не вступать в половые отношения вне брака (а в браке – только для зачатия сознающих Бога детей).
Четыре вышеуказанных вида деятельности весьма затрудняют духовный прогресс, поскольку развивают привязанность к материальным вещам. Поэтому они не рекомендуются для тех, кто решил повторять Харе Кришна Маха-Мантру. Повторение настолько могущественно, что его можно начать на любом уровне, а оно поможет сделать необходимые приготовления.

  • 2. Следует регулярно читать Ведическую литературу, особенно Бхагавад-гиту и Шримад Бхагаватам. Просто слушание о Боге, о Его необыкновенных деяниях и трансцендентных играх, очищает сердце человека от грязи, накопившейся там за то долгое время, что он находится в материальном мире. Но регулярно слушая о Кришне и о духовном мире, где Кришна наслаждается вечными играми со Своими преданными, человек может полностью постичь природу духовной души, осознать, что составляет истинную духовную деятельность и каков совершенный метод, с помощью которого можно достичь освобождения из материального мира.
  • 3. Следует есть только прасад, одухотворенную тем, что она была предложена Верховному Господу. 
  • 4. Следует жертвовать плоды своей деятельности Верховному Господу. Когда человек работает для собственного удовольствия и удовлетворения, он испытывает на себе кармические последствия своей деятельности. Если же он посвящает свой труд Богу и работает только для Его удовлетворения, то кармические реакции не образуются. Работа, обращенная в служение Господу, не только освобождает человека от кармы, но и пробуждает его дремлющую любовь к Кришне.
  • 5. Человек, серьезно относящийся к джапа-медитации, должен как можно больше общаться с теми, чьи интересы подобны его собственным. Это придаст ему духовных сил. Шрила Прабхупада основал Международное Общество Сознания Кришны, чтобы люди, искренне стремящиеся стать сознающими Бога и иметь с Ним любовные отношения, могли получать пользу от общения с теми, кто также идет по пути возвращения домой, в духовный мир.


В конце концов люди, серьезно повторяющие маха-мантру, захотят получить инициацию от истинного духовного учителя. Инициация рекомендована Ведическими писаниями, поскольку она весьма поможет человеку повторять Харе Кришна Маха-Мантру и пробудить его изначальное духовное сознание. 
Сознание Кришны – постоянное памятование о Кришне. А повторение является простейшим способом постоянного поддержания уровня сознания Бога, ибо мистическая сила, содержащаяся в вибрациях мантры будет всегда держать вас на связи с Богом и вашей изначальной духовной природой. Все неисчислимые духовные возможности Бога, включая Его трансцендентный принцип наслаждения, содержатся в Его Святых Именах. Поэтому то наслаждение, которое вы испытаете, начав повторять мантру, будет намного сильнее любого материального наслаждения, которое вы когда-либо испытывали. И чем больше вы будете повторять Харе Кришна мантру, тем счастливее будете становиться.

video 1    video2    video3    video4    video 5

                   Я воспеваю, но счастлив ли я?   Девамрита свами

 

video1     video2    video3    video4    video5

                              Мастерская джапы   Дхирашанта дас