Шаранагати
Шаранагати (шарана-предание; гати-цель, путь, место назначения) – предание себя Богу.
Шаранагати является корнем бхакти, за счет шаранагати происходит ускорение - лифт бхакти (не обязательно проходить поэтапно всю лестницу йоги)
Важность и значение Шаранагати
Шаранагати - это главный вывод Бхагавад Гиты.
Когда 5000 лет назад Господь Кришна пришел на землю, лишь горстка его современников поняла цель его прихода, но он оставил после себя Бхагавад Гиту в которой изложил суть всех наставлений философии Вед. Главный вывод, высшее наставление всей Бхагавад Гиты:
"Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего".
Бхагавад Гита 18.66
- Именно в этом стихе изложен основной принцип шаранагати: мам экам шаранам – предайся мне одному
В Бхагавад Гите Кришна говорит о существовании двух путей:
- Классическая лестница йоги – путь поэтапной эволюции сопряженный с постоянными усилиями с нашей стороны.
- Лифт бхакти - путь немедленного безусловного предания себя Богу - шаранагати, когда душа полностью вручает себя Богу и уповает на Его милость.
Кришна, подводя итог, провозглашает, что второй путь – шаранагати, лучший, он более легкий и прямой, он немедленно приводит человека к совершенству.
"Именно желание научить людей шаранагати было одной из причин возвращения Кришны в образе Шри Чайтаньи Махапрбху".
Кришнадас Кавирадж Госвами
- Господь Кришна дал это высшее наставление Бхагавад Гиты – шаранагати.
- Господь Чайтанья пришел, что бы показать, как шаранагати работает на практике.
Шаранагати – главный элемент бхакти.
Дух шаранагати должен пронизывать каждое наше действие в преданном служении. Без него даже шраванам и киртанам (прямые пути преданности) превращаются в скучные, безжизненные ритуалы, не имеющие никакого отношения к бхакти. Эмоциональное напряжение шаранагати – это сознательный акт (работа души – свобода выбора) слияния нашей воли с волей Всевышнего.
Шаранагати наиболее фундаментальная и сущностная основа мира преданности. Вся структура мира преданности держится на шаранагати. Помимо шаранагати не существует реального входа в сферу служения. Шаранагати сама жизнь и суть преданного служения в любой из его форм. Без шаранагати служение будет просто имитацией, безжизненной деятельностью, а не тем, что принято называть преданностью. Без шаранагати все наши усилия будут эксплуатацией, отречением, медитацией (карма-йогой, гьяна-йогой), но никак не бхакти. Шаранагати это одновременно и цель и средство для ее достижения.
"Шаранагати это сама реальность. В царстве Шаранагати живет сам Кришна. Прийдите в страну шаранагати, и вы найдете там Кришну. Шаранагати – это аура окружающая Кришну и только с ее помощью мы можем, приблизится к нему".
Бхакти Ракшак Шридхар Свами
Шаранагати - это внутренний аспект бхакти.
Определение "Шаранагати"
"(в Вайшнава-тантре говорится) Шесть разделов предания: принимать благоприятные вещи для преданного служения, отказываться от неблагоприятных, считать, что Кришна даст защиту, принимать Господа своим учителем или хранителем, полностью предаваться Ему и быть смиренным".
Санатана Госвами Хари-Бхакти-Виласа 11.676 (А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Комм. Бхагавад Гита 18.66)
анукулйасйа (анукул-благоприятно) санкалпах (санкалпа-решимость)
пратикулйасйа (пратикул-не благоприятно) варджанам (отвержение)
ракшишйатити (тот, кто защищает) вишвасо (вишвас-уверенность, вера)
гоптритве варанам татха (осознавать Бога как своего хозяина)
атма-никшепа (атма-ум, тело, душа; никшепа-отдавать)-карпанйе (карпанье-признание себя скупцом, своих слабостей)
шад-видха (шесть составляющих) шаранагатих (шарана-предание; гати-цель, путь, место назначения)
Шаранагати - шесть принципов предания себя Богу
- Принятие всего благоприятного для преданного служения.
- Отвержение всего неблагоприятного для преданного служения.
- Уверенность в том, что Господь защитит.
- Принять Кришну как своего высшего покровителя и господина (главный принцип).
- Вручение себя Господу. Не иметь планов отличных от планов Господа.
- Смирение.
Хари-Бхакти-Виласа 11.676
- Смирение
- Самопожертвование или самоотречение
- Молитва о вечной защите
- Вера, что Кришна спасет
- Участие лишь в том, что способствует бхакти
- Отвержение всего, что мешает предаться
- В этом состоит шаранагати
Бхактивинода Тхакур
"Шаранагати – это суть всего учения Вед и во всех ведических мантрах, оно символически выражено в слове «намах», смысл которого объясняет Падма-Пурана".
Джива Госвами Бхакти- Сандарбха, Ануччхеды 236.11-13
"Намах – слог «ма» - ложное эго; слог «на» - то, что запрещается. Таким образом, слово «намах» значит, что вечной индивидуальной душе, знающей поле деятельности, запрещается действовать независимо. Индивидуальная душа полностью зависима от Верховного Господа. Сама ее жизнь и средства к существованию всецело зависят от Верховной Личности Бога, поэтому душе следует полностью отказаться от самой идеи своей независимости".
Падма-Пурана
Эволюция шаранагати
Шаранагати всегда сопутствует бхакти (невозможно отделить одно от другого), поэтому присутствует на всех уровнях от шраддхи до премы и до бесконечности.
Эволюция шаранагати от шраддхи до ништхи (на начальных этапах) Шрила Прабхупада описывает, начиная с предписаний.
1. Вера (шраддха) проявляет себя в том, что человек принимает все, что благоприятно и отвергает все, что неблагоприятно для преданного служения.
2. Следуя правилам и предписаниям, появляется уверенность в защите.
3. Ощущение, что Кришна присутствует в жизни, все от Кришны и Кришна лично заботится, обо всех делах.
4. Появляется способность становиться более целостным (ум, речь, поведение и настроение находятся на одной линии). Погружение с поверхностного уровня в более внутренние сферы преданного служения.
5. Когда человек освоился во внешней практике (ништха), тогда ему открываются внутренние аспекты, он начинает видеть свою полную дисквалификацию.
6. Смирение, начинается настоящая внутренняя работа. Самый большой грех, что я, когда то отверг Всепривлекающего и Всерадующего Господа.
Эволюция шаранагати от ништхи до премы (реальность бытия Кришны) Бхактивинода Тхакур описывает, начиная со смирения.
"Господь Кришна, повелитель чувств всех живых существ, всегда находится подле тех, кто кроток и смиренен, но от гордецов Его отделяют высокие горные хребты".
Брахма-Вайварта-Пурана 10.10
Не правильные представления о шаранагати
1. Шаранагати как пассивное предание (бездеятельность).
Путать шаранагати с личной безответственностью, использовать шаранагати как удобный предлог для отказа от всех обязанностей и обязательств. Шаранагати это не путь пассивного безразличия, а путь абсолютной и деятельной веры.
- Открыть сердце в слезах раскаяния, раскрыть его навстречу Кришне и не пытаться защищаться от Его подчас беспощадной милости, путь предельной бескомпромиссной искренности.Шаранагати вечно и оно всегда в настоящем, то, что мы предавались в прошлом, даст нам просто позитивный опыт. Шаранагати – это вечный спутник бхакти.
2. Восприятие шаранагати как одноразового акта.
Кармическое отношение к шаранагати – я один раз предался и жду плодов. Желание наслаждаться плодами прошлого предания.
- Шаранагати вечно и оно всегда в настоящем, то, что мы предавались в прошлом, даст нам просто позитивный опыт.
3. Шаранагати – это для неофитов.
- Шаранагати – это вечный спутник бхакти.