Структура Вед
Всю Ведическую литературу делят на три больших раздела трайи-прастханы
трайи-прастхана («трайи» - три «прастхана» - прощание, уход, смерть, дорога, уводящая откуда-то) - три пути, ведущие из этого материального мира
1.Шрути-прастхапа (от слова услышанное)
- 4 Веды
- Упанишады
- Упаведы
Мантры Шрути вечны и неизменны. Они составляют дыхание Господа Нараяны.
Эти мантры проявились в сердцах великих риши (мудрецов), чье сознание совершенно чисто благодаря их аскезам («авторами» Вед являются около 450 риши святых мудрецов).
Шрути записаны на ведическом санскрите (вайдика санскрит), который очень сложен для понимания как официальный научный язык.
2. Смрити-прастхана (запомненное)
- 6 Веданг
- Пураны
- Итихасы
- Панчаратры
Смрити неизменны в том плане, что они передают и сохраняют изначальный смысл Вед, в разные эпохи форма может меняться, но суть остается неизменной.
Это комментарии и дополнения к Ведам, помогающие их изучать и поясняющие их смысл. Смрити записано на локика- санскрите - бытовом разговорном санскрите, который гораздо проще для понимания.
3. Ийаиа-пристхана (логическое заключение)
- Веданта-сутра
Веданта-сутра содержит анализ всех Упанишад и устраняет все кажущиеся противоречия между ними.
Это очень сложное и трудное для понимания философское произведение, подводящее логическое обоснование под все учение Вед и указывает на их конечную цель.
Методы анализа ведических текстов
(на основании «Пурва-мимамсы»(«Карма-мимамса») Джанмини Муни), использовали Баладева Видйабхушана и Бхактивинода Тхакур.
- Упакрама и упасамбхарана – начало и конец произведения
- Абхйаса – повторы (указывают на подчеркивание важных мыслей)
- Апурва – «то, чего не было раньше», что-то необычное, новое, что меня поразило
- Пхала – результат, «плод»
- Иногда 3 и 4 объединяют в Апурва-пхалам – необычный уникальный результат, который обещают в конце этого пути.
- Артха-вада – прославление цели (если мы делаем это) и осуждение (если не делаем)
- Упапати – пример-иллюстрация или логический вывод