Гьяна (Гйана) - йога
Принципиальное отличие гьяна-йоги от карма-йоги - деятельность переходит на уровень тонкого тела, инструментом для очищения является ум и разум (ум, разум достаточно силен).
Основная цель гьяна-йоги - 1) постижение Абсолютной Истины 2) избавиться от материальных страданий, путем слияния с бытием Господа (мокша)
Практика гьяна-йоги
- отречение (санньяса)
- совершение аскез (укрощение плоти)
- изучение священных писаний (Упанишады, Веданта-сутра)
- поклонение 5 формам Божеств с целью постичь единство в многообразии.
- различные формы медитации (форма внутренней практики)
Главная задача гьяна-йоги - успокоить ум, читта-вррити-ниродха (читта - сознание; вритти - беспокойства, то, что создает искажение; ниродха - уничтожение) - определение гьяна-йоги в Йога-сутрах Патанджали.
"Если человек не обладает сознанием Кришны, его ум будет бесцельно блуждать, не приходя ни к какому выводу. Все беспокойства ума вызваны отсутствием высшей цели, и, когда человек наконец понимает, что Кришна - верховный наслаждающийся, владыка всего сущего и друг каждого, его ум успокаивается и он обретает умиротворение".
Комм. Бхагавад Гита 2.66
Гьяна-йога 1) умиротворяет, успокаивает ум насыщая его, показывая куда нужно вкладывать 2) дает убежденность и веру (подготовить себя к вложению и концентрации на одном - самом важном).
Практикой гьяна-йоги занимаются - гьяни, брахмавади, имперсоналисты, майавади и философы эмпирики, они занимаются культивацией знания о мире, его энергиях с целью манипулировать всем этим.
Истинная гьяна очень проста: Кришна Бог и все должно служить Ему.
Квалификация для гьяна-йоги
- Санньяса и целибат
- Аналитические способности и память
- Аскетизм
- Умиротворенный ум и способность бездействовать
- Уединение и отречение
Результат практики гьяна-йоги
- Временное освобождение в Брахмане
- Осознание аспекта САТ - вечность
Степень эффективности гьяна-йоги
- Не дает полного осознания Абсолютной Истины
- Долгий и сложный процесс
"Тот, кто, пройдя через множество рождений и смертей, обрел совершенное знание, вручает себя Мне, ибо он понял, что Я - причина всех причин и все сущее. Такая великая душа встречается очень редко".
Бхагавад Гита 7.19
"Те же, кто заботится о всеобщем благе и, обуздав все свои чувства и одинаково относясь ко всем живым существам, целиком посвящает себя поклонению непроявленному, неопределенному, недоступному восприятию чувств, вездесущему, непостижимому, неизменному, постоянному и неподвижному - безличному аспекту Aбсолютной Истины, - те в конце концов достигают Меня".
Бхагавад Гита 12.3-4
- Строгий аскетизм и сила воли
- Сложная медитация на безличное
- Противоестественное для живого существа положение бездействия
- Не дает возможность ощутить Ананду отношений с Господом
- Искусственный и неестественный путь, результат духовное самоубийство
- Ставка на личную квалификацию