Девять ступеней бхакти
Знание об 9 этапах бхакти дает:
- Осознание своего уровня и понимание куда двигаться.
- Понимание того какие трудности могут быть на том или ином этапе.
- Понимание как действовать, знание процесса на данной ступени.
- Понимание критериев правильного развития.
- Естественное следование процессу бхакти без сахаджии.
- Укрепляется вера в научность процесса.
- Вдохновение и энтузиазм.
- Убежденность в великолепии и превосходстве вайшнавской традиции.
Причины бхакти
1. Бхакти имеет беспричинную природу. Никакие материальные вещи не могут служить причиной бхакти. Бхакти пораждается самой бхакти.
"Преданные Господа постоянно обсуждают славу Личности Бога . Они постоянно помнят о Господе и напоминают друг другу о Его качествах и играх. Следуя принципам бхакти-йоги они доставляют наслаждение Личности Бога, который забирает у них все неблагоприятное и тогда в их телах проявляются признаки трансцендентного экстаза".
Шримад Бхагаватам 11.3.31
бхактйа санджатайа бхактйа (бхактйа-преданность; санджатайа-пробужденная; бхактйа-преданностью) - преданность пробужденная преданностью.
- Причина бхакти - это милость преданного Господа. У Кришны бхакти нет.
2. Карма и гьяна могут способствовать, но породить бхакти не могут.
Бхакти независимо и не обусловденно никакими обстоятельствами.
Девять этапов бхакти
"Первое, это общение с преданными, посредством которого человек обретает веру. Затем, общение с преданными для изучения писаний, и затем практика бхакти. После этого разрушаются анартхи. После, следует стабильная бхакти, без замешательств. Затем появляется желание к Господу (ручи). За этим следует спонтанное желание к Господу (асакти). Потом появляется бхава, а за ней према. Это путь прогресса на пути к проявлению премы для тех, кто занимается садхана-бхакти".
Бхакти Расамрита Синдху 1.4.15-16
- Шраддха - вера в процесс преданного служения
- Садху-санга - общение с преданными
- Бхаджана-крийа - выполнение преданного служения
- Анартха-нивритти - избавление от нежелательных качеств
- Ништха - обретение постоянства в преданном служении
- Ручи - вкус к преданному служению
- Асакти - любовная привязанность к преданному служению
- Бхава - стадия, предшествующая любви к Богу
- Према - чистая любовь к Богу
- 1. Шраддха (доверие, открытость, благоприятное отношение, уважение)
1) Твердая вера в слова писаний, описывающих процесс преданного служения.
2) Искренне с энтузиазмом следовать тому, о чем говорится в священных писаниях.
Эти два типа веры появляются из двух источников:
1) Свабхавики (свабхава-рожденный из себя) - спантанно (вследствии прошлой практики бхакти).
2) Баладутпадита - вследствии сильной проповеди другого преданного.
Фактор способствующий восприятию и благоприятному отношению к проповеди преданного - это неосознанное преданное служение бхакти-унмукха-сукрити (соприкосновение с Богом и Его преданными в различных проявлениях без осознания этого).
Шраддха побуждает желание общаться со святыми (садху-санга).
- 2. Садху-санга (общещение со святыми)
На этом уровне человек принимает Гуру.
- 3. Бхаджана-крийа (выполнение преданного служения)
На этом этапе человек начинает заниматься практическим преданным служением (9 процессов преданного служения).
1) Аништхика бхаджана-крийа - не устойчивое преданное служение (6 ступеней).
1. Утсаха-майи - ложный энтузиазм, энтузиазм основанный на материальных мотивах, зависит от внешних факторов, временный.
2. Гхана-тарала - взлеты и падения
3.Вйудха-викалпа - подверженность сомнениям, непостоянство на уровне ума
4. Вишайа-сангара - объявление войны чувствам
5. Нийаматшама - не способность следовать принятым обетам
6. Таранга-рангини - наслаждаться результатами преданного служения
2) Ништхика бхаджана-крийа - устойчивое преданное служение.