Причина обусловленности
Материальный мир – это результат взаимодействия Ложного Эго с гуннами материальной природы.
Ложное Эго – это неправильное отождествление, иллюзорная концепция.
Гуна невежества + Ложное Эго = Объекты чувств и Пять первоэлементов (эфир (небо), воздух, вода, огонь, земля).
Гуна страсти + Ложное Эго = Разум и Органы чувств.
Гуна благости + Ложное Эго = Обусловленный ум и Полубоги
Весь мир соткан из Ложного Эго и это является основной причиной обусловленности всех живых существ.
Обусловленная душа не может принимать и передавать знания.
Причина обусловленности – это материальная концепция (я тело), эгоцентризм (я в центре), желание управлять материальной энергией (все зависит только от меня, я всем управляю) и наслаждаться в материальном мире, два типа ложных представлений (я и мое).
Как следствие желание служить Господу меняется на желание служить своим желаниям, человек лишается чистого сознания, памяти о своей истиной природе, попадая под внешнюю, материальную энергию (гунны благости, страсти и невежества).
Живое существо, возомнив себя Богом и желая быть независимым от Бога, по собственному желанию попадает в материальный мир.
Цели материального мира
1. Дать опыт независимого существования от Бога
2. Указать путь возобновления взаимоотношений с Богом для тех, кто разочаровался в попытках достичь счастья без Бога
сарва-бхута-антаратма
Личность Бога, пребывающая в теле каждого и направляющая деятельность того, кто предался ему.
бхутани-йантрарудхани-майайа
Заботу о душах не желающих предаться Господу, берет на себя материальная природа.
Катха Упанишад
«Духовная душа не имеет ничего общего с материальным телом, но под влиянием внешней энергии Господа, атма-майи (иллюзорной энергией, иллюзией), она оказалась в плену материальных представлений о жизни. Господь управляет внешней энергией (в соответствии с тем, какими гунами природы живые существа желают наслаждаться). Внешняя материальная энергия (гунны благости, страсти и невежества), послушная воле Господа управляет живыми существами.
Резонно спросить, почему Господь таким образом воздействует на сознание живого существа и лишает его памяти?
Ответ таков: Господь, безусловно, хочет, чтобы живое существо пребывало в чистом сознании, сознавая себя неотъемлемой частицей Господа, и с любовью служило Ему,
что соответствует природе живого существа , но, обладая некоторой независимостью, оно может отказаться служить Господу и попытаться стать таким же независимым, как Сам Господь. Все непреданные живые существа стремятся уподобиться Господу и стать столь же могущественными, хотя и не способны на это.
Живые существа оказались в плену иллюзии по воле Господа, поскольку хотели стать равными Ему».
Комм. А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады Шримад Бхагаватам 2.9.1
Материальный мир – это результат взаимодействия Ложного Эго с гуннами материальной природы
«Материальная деятельность возникает в результате возбуждения махат-таттвы. В первую очередь трансформации подвергаются гунны благости и страсти, затем благодаря гуне невежества появляется материя, знание о ней, а также многообразные проявления материального знания и деятельности.
Так сосредоточенное на себе материальное эго преобразуется в три начала – гуну благости, гуну страсти и гуну невежества – и появляется в форме сил, развивающих материю, знание о материальных творениях и разума, направляющего материальную деятельность.
Из тьмы ложного эго возникает первый из пяти элементов – небо. Его тонкая форма – звук, который связан с ним так же, как объект наблюдения – с наблюдателем.
Трансформируясь, небо порождает воздух, обладающий свойством осязаемости. Подобно предыдущему элементу, он наполнен звуком, а также несет в себе основные факторы продолжительности жизни: чувственное восприятие, силу ума и физическую силу. С течением времени в процессе эволюции воздух трансформируется в огонь, который приобретает форму и в тоже время сохраняет свойства звуконосности и осязаемости. Огонь, с свою очередь, также трансформируется, в результате чего появляется вода, с присущими ей свойствами влажности и вкуса. Как и предыдущие элементы, она имеет форму, осязаема и несёт в себе звук. Трансформируясь, вода превращается в землю, которая обладает запахом и подобно предыдущим элементам сохраняет свойство вкуса и осязаемости, несёт звук о обладает формой.
Из гуны благости возникает о появляется ум, а также десять полубогов, управляющих деятельностью тела: повелитель сторон света, властелин воздуха, бог Солнца, отец праджапати Дакши, Ашвини-кумары, бог огня, царь небес, божество, которому поклоняются на райских планетах, главный из Адитьев и Праджапати Брахмаджи. Так все они появляются на свет.
В процессе дальнейшей трансформации гуна страсти порождает органы чувств: уши, кожу, нос, глаза, язык, рот, руки, гениталии, ноги и анус, а также разум и жизненную энергию.
О Нарада, лучший из трансценденталистов, тело не может сформироваться до тех пор, пока все эти сотворённые части: стихии, чувства, ум и гунны природы – не соединятся вместе.
Итак, когда энергия Верховной Личности Бога соединяет вместе все эти компоненты, тогда под влиянием первичных и вторичных причин творения возникает вселенная».
Шримад Бхагаватам 2.23-33