64 наставления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
1. Единственный девиз - наставление, данное Шри Чайтаньей Махапрабху в "Шикшаштаке": "парам виджаяте шри кришна санкиртанам".
Это движение санкиртаны несет величайшее благословение человечеству, ибо излучает сияние, подобное благодатному сиянию луны. Оно - душа всего трансцендентного знания. Оно углубляет океан трансцендентного блаженства и дает нам возможность насладиться нектаром, которого мы всегда жаждем.
2. Верховная Личность Бога, Шри Кришна, - единственный наслаждающийся, а все остальные и всё, что есть, является для Него источником наслаждения.
3. Всякий, кто не служит Хари, Верховной Личности Бога, пребывает в невежестве и является убийцей своей души.
4. Учиться терпимости - одна из важнейших обязанностей тех, кто живет в Матхе.
5. Преданные-рупануги прославляют изначальный источник всего сущего, а не полагаются только на свои силы.
6. Те, кто занят многообразной религиозной практикой, не способны служить Верховной Личности Бога.
7. Объединенные одной целью, служите Шри Хари.
8. Где бы ни обсуждались игры и качества Хари, это место является местом паломничества.
9. Мы не праведники, грешники, ученые или глупцы; мы несем на своей голове пыль со стоп преданных Господа Шри Хари, и нам дали посвящение мантрой "киртания сада хари".
10. Мой совет: "Не критикуйте других, а старайтесь исправить себя".
11. Наш высший долг - служить обитателям Враджа, которые страдают от того, что Кришна уехал в Матхуру.
12. Чистый преданный знает, что его духовным учителем является
каждый, поэтому только чистый преданный может быть джагад-гуру.
13. Если мы хотим идти путем, ведущим к истинному благу, то должны отбросить бесчисленные мнения людей и прислушиваться только к словам Вед.
14. Нужно желать всего, что приносит благо.
15. Преданный, связанный сокровенными узами с Господом, желает
только одного: служить последователям Шри Рупы Госвами.
16. Общаться с Трансцендентным можно только в процессе слушания.
17. Как только мы покинем прибежище, предоставляемое нам нашим
защитником, всё вокруг нас обратится в наших врагов и восстанет
против нас. Повествования о Кришне, которые мы слышим из уст истинного святого, - наш единственный защитник.
18. Льстец никогда не станет гуру или проповедником.
19. Лучше вечно воплощаться в миллионах форм жизни, таких, как
птицы, звери, насекомые и черви, чем стать лицемером. Благо обретет тот, кто свободен от лицемерия.
20. Вайшнавизм - синоним простоты. Слуги вайшнавов-парамахамс просты, поэтому они лучшие из брахманов.
21. Единственный долг самых милосердных людей - изменить низменный вкус человека. Если вам удастся вызволить из этой темницы в цитадели махамайи хотя бы одного человека, это будет большим подвигом человеколюбия, чем строительство миллионов больниц.
22. Каким бы приятным ни казалось общение с теми, кто не узнал от
осознавших себя душ, как развить в себе склонность служить Верховному Господу, следует отказаться от общения с такими людьми.
23. Проповедь, не подкрепленная собственным примером, - не что иное, как ритуал карма-канды.
24. У человека, который служит Верховной Личности Бога и преданным Господа, ослабевает привязанность к своему дому и семье.
25. Наша самая серьезная болезнь - накапливать предметы, никак не связанные с Кришной.
26. Мы явились в этот мир не для того, чтобы ваять скульптуры из дерева или камня, мы всего лишь посланники, несущие людям учение Шри Чайтаньи Махапрабху.
27. Мы не задержимся в этом мире надолго. Только если, покидая тело, мы будем петь славу Господу Шри Хари, рождение этого тела окажется небесполезным.
28. Единственное наше желание - собрать частицы пыли с лотосных стоп Шри Рупы Госвами, который исполнил желание Шри Чайтаньи Махапрабху.
29. Эта материальная природа, враждебная Верховной Личности Бога, представляет собой зал, где нас подвергают экзамену. Терпимость, смирение, способность ценить других и т.д. благоприятны для развития нашей преданности Хари.
30. В каждой жизни нам даются отец и мать, но мы можем и не получить наставлений о том, как обрести высшее благо.
31. Хотя действия преданного и порочные деяния псевдопреданного могут на первый взгляд показаться не отличными друг от друга, их разделяет такая же пропасть, как молоко и лимонный сок.
32. Тот, кто принимает обман за честность (или проходимца за святого), окажется в очень незавидном положении, подобно тому, кто
хочет обмануть кузнеца, подсунув ему низкосортное железо.
33. Как только человек постигнет абсолютную истину, он должен утвердиться в этой истине. Все время, оставшееся у нас, нужно, не
тратя ни одного мгновения, посвятить служению Шри Хари.
34. Многие люди считают, что подражание - это и есть следование
по стопам. Но у слов "подражать" и "следовать" разное значение.
Играть роль Нарады Муни в спектакле - это подражание, но идти путем преданного служения, который указал Нарада Муни - значит следовать по его стопам.
35. Тот, кто всегда поглощен обсуждением повествований о Шри Хари, является святым. Тот, кто всегда служит Верховной Личности
Бога, является святым. Тот, кто каждым своим действием пытается
служить Кришне, является святым.
36. Если Верховная Личность Бога, Нараяна, предлагает человеку
Себя, человек не получает всего, но преданный может дать ему Гос-
пода целиком.
37. Не старайтесь стать гуру, чтобы враждовать с другими. Не старайтесь стать гуру, чтобы лелеять свои материальные привязанности. Но если вы станете моими чистыми слугами, если вы обретете мою силу, то вам нечего будет бояться.
38. Истинный духовный учитель не отличен от Верховной Личности
Бога. Тот, кто не может сказать о нем, что он - личностное проявление Верховной Личности Бога, не сможет произносить святое имя
Господа.
39. Чтобы научить людей, как служить Ему, Верховный Господь является в образе духовного учителя.
40. Живое существо не получит истинного блага, прочитав сотни
книг или притворно занимаясь преданным служением в соответствии
со своими прихотями.
41. В этот век стало чем-то вроде религии то, что люди позволяют
себя обмануть тем, кто уводит их с истинного пути, прикрываясь
Хари-катхой.
42. Истина, беспристрастная истина, которую говорят без всякого
страха, - некоторые не смогут постичь ее и через сотни жизней или
сотни юг. Не истратив сотни литров крови, доставшейся нам тяжким
трудом, мы не сможем заставить людей постичь эту истину.
43. Господь ничего не принимает от того, кто не повторяет каждый
день по сто тысяч имен Господа.
44. Общение - вот что прежде всего побуждает человека служить Шри
Хари. Общаясь с непреданными, человек обретает материальное благополучие, а общаясь с преданными, духовная душа со временем целиком посвящает служению Шри Хари. Это самое лучшее прибежище для человека. Никогда не отворачивайтесь от него.
45. Всякий раз, когда человек сталкивается с материальными трудностями, Верховная Личность Бога становится его прибежищем и позволяет человеку служить Ему.
46. Пока у человека сохраняются анартхи, он будет лишен счастья
стать слугой Шримати Радхарани. Те, кто обсуждает трансцендентные игры Шримати Радхарани, самой дорогой служанки Кришны, потакают своим чувствам, втайне стремятся к плотским удовольствиям и являются пракрита-сахаджиями.
47. Когда человек избавляется от анартх благодаря повторению святого имени, форма, качества и игры Кришны сами собой являются ему из святого имени. Ему уже нет необходимости прилагать специальные усилия, чтобы помнить форму, качества и игры Кришны.
48. Я обращаюсь ко всем вам: с великим воодушевлением проповедуй-
те учение Рупы Госвами и Рагхунатха даса Госвами. Высшее наше же-
лание - стать пылью на стопах последователей Шри Рупы Госвами.
49. Не оставляйте преданное служение, даже если вам грозят бес-
численные опасности, если вас без конца оскорбляют и подвергают
непрерывным преследованиям. Не падайте духом из-за того, что
большинство людей в этом мире не принимают послание чистого преданного служения. Никогда не оставляйте своего преданного служения и не прекращайте слушать повествования о Кришне и повторять
их, то есть делать то, что для вас дороже жизни. Всегда повторяй-
те святое имя, оставаясь более смиренными, чем травинка, и более
терпеливыми, чем дерево.
50. Я не хочу стать великим человеком в сфере кармической деятельности или религиозным лидером. Единственное, чего я хочу, - это стать пылью на лотосных стопах Шри Рупы Прабху, ибо это наша истинная природа - в этом наша жизнь.
51. Мы не должны отворачиваться от санкиртана-ягьи, которая является совершенным жертвоприношением, содержащим в себе все семь[частей] огненного жертвоприношения. Если мы разовьем в себе любовь к нему, то все наши желания исполнятся и мы достигнем высшего совершенства. С воодушевлением и без страха, посвятив свою жизнь служению последователям Шри Рупы, проповедуйте то, чему учили Рупа и Рагхунатх.
52. Если я из-за страха перед тем, что людям это может не понравиться, перестану проповедовать неподкупную истину, я сойду с пути Вед и пойду неверным путем. Тогда я стану атеистом и потеряю веру в Верховную Личность Бога, олицетворение истины.
53. В материальном мире есть только два представителя Верховной
Личности Бога - трансцендентный звук святого имени и вечное трансцендентное воплощение Господа в образе Божества.
54. Божеству поклоняются, повторяя святое имя Господа.
55. Чтобы доставить удовольствие Господу, Его преданные обращаются к Нему, произнося Его святое имя - они делают это для того, чтобы служить Ему, а не для того, чтобы исполнять свои желания.
56. Божество - это милостивое воплощение вечной формы Верховной
Личности Бога в духовном небе (на Вайкунтхе). Оно является непосредственным доказательством того, что Верховная Личность Бога обладает формой и качествами личности. Вайшнавы не гадают о том,
является ли Бог личностью или же Он безличен, - они не идолопоклонники.
57. Суть Вед была кратко изложена в Брахма-сутре, и, подобно этому, Веданта-бхашья, представляющая суть Шримад-Бхагаватам, была записана кратко и точно.
58. Тот, кто не изучил Шримад-Бхагаватам под руководством истинного ачарьи, не сможет постичь истинный смысл Брахма-сутры. Шримад-Бхагаватам - изначальный комментарий к Веданта-сутре.
59. Шри Джива Госвами особенно подчеркивал, что Шримад-Бхагаватам является изначальным комментарием к Веданта-сутре. Комментарий Шанкарачарьи не имеет к ней прямого отношения. Шримад-Бхагаватам - это комментарий, написанный самим автором афоризмов, поэтому он - единственный подлинный комментарий. Истинный смысл Веданты можно найти только в Шримад-Бхагаватам.
60. Слово "преданность" не может относиться к чему бы то ни было, кроме Кришны. Кришна - единственный объект преданности. Брахман является объектом познания, Параматма - объектом [медитации], но
только Кришна является объектом служения.
61. Каждое слово имеет два уровня значений - основанных на знании и основанных на невежестве. Те значения слова, которые указывают на что-либо, помимо Кришны, Вишну, Шри Чайтаньи, основаны на
невежестве. Для того, кто исполнен знания, все указывает на Криш-
ну и является именем Кришны.
62. То, что невежественные толпы людей подразумевают под словом "Кришна", не является его истинным смыслом. Иначе говоря, слова "Бог", "Аллах", а также санскритские слова "Ишвара", "Параматма" и т.д. указывают только на неизмеримую энергию, исходящую из Кришны. Они не передают всей полноты значения слова "Кришна".
63. Никакая благодатная деятельность не сравнится со служением духовному учителю. Из всех видов поклонения высшим является поклонение Верховной Личности Бога, но поклонение лотосным стопам
духовного учителя еще выше, чем поклонение Верховной Личности Бога. Пока мы не осознаем это, мы не сможем понять, что такое общение со святыми людьми, мы не поймем, что означает прибежище духовного учителя, мы не поймем, что он поддерживает нас, а мы за-
висим от него.
64. Если мы найдем прибежище у лотосных стоп духовного учителя, мы избавимся от иллюзии, страха и горя. Если мы от всего сердца, без тени лицемерия, будем молить его о милости, духовный учитель
одарит нас всеми благами.