Veda.Co.Ua     Энциклопедия 

Описание четырех юг (эпох)

«У вечного времени нет ни начала, ни конца. Оно является представителем Верховного Господа, творца этого мира-тюрьмы. Время служит причиной гибели проявленного мира, оно выполняет созидательные функции, заставляя одно живое существо появляться на свет из чрева другого, и разрушает вселенную, уничтожая даже повелителя смерти, Ямараджу» (ШБ 3.29.45)

Продолжительность существования материальной вселенной ограничена. Она существует в течение одной жизни Брахмы и измеряется в повторяющихся циклах калп. Калпа - это день Брахмы, а один день Брахмы состоит из тысячи периодов в четыре йуги: Сатйа, Трета, Двапара и Кали. Они длятся соответственно 1.728.000, 1.296.000, 864.000 и 432.000 лет. Данный цикл из четырёх йуг называется дивйа-йугой, длительность которого составляет 4.320.000 лет. Тысяча дивйа-йуг составляет один день Брахмы. Столько же длится его ночь. В месяце Брахмы тридцать таких дней. Его год (также как и наш) состоит из двенадцати месяцев. Брахма живёт сто таких лет и затем умирает. Эти сто “лет” по земному исчислению соответствуют 311 триллионам 40 миллиардам лет.
На санскрите этот период времени называется викалпой.

Сатйа йуга - Золотой век - весна

Трета йуга - Серебряный век - лето

Двапара йуга - Бронзовый век - осень

Кали йуга - Железный век - зима

Описания Сатйа йуги

Описания отличительных черт каждой эпохи содержатся во многих Пуранах. В Шримад-Бхагаватам (12.3.18 и далее) говорится, что Сатйа-йуга – это эпоха добродетели, мудрости и религии. В ней нет ни порока, ни невежества. Людям Сатйа-йуги свойственны правдивость, милосердие, аскетизм и чистота. Эти качества – «четыре ноги» религии, общепризнанные черты благочестивой жизни, присутствующие в любом истинном духовном методе. Люди в Сатйа-йугу удовлетворены, дружелюбны, спокойны, сдержаны и терпимы. Они черпают радость внутри своей истинной сущности, а не во внешней деятельности, направленной на услаждение чувств. Они знают свою духовную сущность и жувут в гармонии с Богом, природой и друг с другом. Они видят все вокруг равным и всегда стремятся к духовному совершенству. Находясь под влиянием благости, люди Сатйа-йуги живут до 100 тысяч лет.

Подробно о Сатйа-йуге, или Крита-йуге, говорится в Наррада-Пуране (1.41.7 – 11). В Крита-югу не было разделения на различные виды божественных и демонических существ, таких как дэвы, данавы, гандхарвы, якши, ракшасы или наги (змеи). Все обладали достоинствами дэвов (полубогов). Все были прекрасны и добродетельны. Купли и продажи не существовало. Веды представляли собой единое целое. Люди с удоволльствием выполняли свои обязанности, свойственные их образу жизни. Было лишь одно Божество – Господь Нарайана, и все были Его преданными, погруженными в аскезу и медитацию, самообузданными, полными добродетели, свободными от вожделения и других пороков. Их ум был занят поиском смысла дхармы (духовного долга), и не было в них ни зависти, ни ревности, ни гордыни, ни лицемерия.

Все были правдивы и весьма сведущи в науке Вед. Жизнь каждого человека сопровождалась священными обрядами, соответствовавшими его общественному положению.В Сатйа-йугу, продолжает Курма-пурана (1.29.14-17), даже появление человека на свет происходило в соотвествии с авторитетным духовным методом, так что каждый уже с рождения обладал высокоразвитым сознанием. Средства к существованию добывались без жадности. Граждане всегда были довольны, им были доступны все удовольствия и развлечения. Никаких различий между ними не было, а потому не было и разделения на высших и низших. Все жили одинаково долго и были одинаково прекрасны. Они не знали горя и были весьма привязаны к истине, медитации и аскезе. Ум их всегда был умиротворен.

В Падма Пуране (7.26.2-5) также сказано, что в Сатйа-йугу все были преданными Верховного Господа, т.е. все люди поклонялись Кришне или Его личным экспансиям, неотличным от Него. Люди в Сатйа-йугу никогда не болели и не испытывали горя. Они были правдивы, добры и долговечны. У всех было вдоволь зерна и всего остального. Они не причиняли вреда другим существам и были лишены религиозного лицемерия. Никто не совершал неправедных поступков.

Описания Трета йуги

В Шримад-Бхагаватам (12.3.20 и далее) говорится, что в следующую эпоху, Трета-йугу, уровень дхармы (религии) падает на четверть, и на столько же возрастает порок. Падение религии выражается в появлении лжи, жестокости, неудовлетворенности и ссор. По мере того, как люди утрачивают связь со своей духовной сущностью, эти проявления усиливаются. В Трета-йугу люди ревностно совершают различные обряды и суровые аскезы, ради как духовных, так и материальных целей. Их благосостояние зиждется на выполнении наставлений трех Вед. Люди еще не слишком жестоки и не так сильно охвачены вожделением. Однако в эту эпоху общество уже разделяется на социальные классы: брахманов (богословов и священников), кшатриев (правителей и воинов), вайшьев (торговцев, банкиров и фермеров) и шудр (простых рабочих). В Трета-йугу люди живут в среднем 10 тысяч лет.

В Падма Пуране (7.26.6-9) сказано, что с началом Трета-йуги в мире появилось горе, которое поразило некоторую часть людей. Большинство же людей в эту эпоху наделены добротой и занимаются поклонением Вишну. Их ум был невозмутим и они были счастливы, занимаясь духовной жизнью и последовательно проходя все ее стадии.Брахманы учили людей Ведам, были благородны и верны слову. Они совершали аскезы и соблюдали обеты, обуздывали чувства и не любили принимать милостыню или подарки.

Описания Двапара йуги

В Двапара-йугу, как говорится в Шримад-Бхагаватам, религия, добродетель и духовные ценности сокращаются еще на четверть, а порок на столько же возрастает. Люди стремятся к славе, известности и почету. Они богаты, имеют большие семьи, наслаждаются жизньюю и занимаются изучением Вед. Живут они одну тысячу лет. В Библии говорится, что Адам и его сыновья жили по 900 лет. События, описанные в Ветхом завете относятся к эпохе Двапара-йуги, переходящей в Кали-йугу.

В Падма-пуране (7.26.10-13) сказано, что, когда наступила Двапара-йуга, некоторые люди еще были добродетельны, но другие уже погрязли в грехах. Одни были счастливы, а другие очень несчастны. Из-за своей алчности, цари принялись опустошать собственные земли.

В Вайу-Пуране (58.24-25) говорится, что в Двапара-йугу появляется несогласие между людьми, которое приводит к раздорам, жизнь становится напряженной, тело человека истощается. Жадность, войны, болезни, убийство животных, нарушение общественных установлений, страсть и ненависть – все это появляется и развивается в Двапара-йугу.

Описание Кали йуги

Шримад-Бхагаватам утверждает, что в Кали-йугу происходит полное падение добродетели, которая к концу Кали-йуги практически исчезает. Непрерывное нарастание безверия сводит все заповеди религии к нулю, открывая путь раздорам, пороку, невежеству и разнообразной внедуховной и псевдодуховной деятельности.

Жизнь усложняется, а стремящимся к духовному самоосознанию становится особенно трудно из-за множества ложных путей, не приводящих к истине. В эпоху Кали духовность постепенно становится не более чем туманной и неопределенной формой буддизма, в котором открыто отрицается существование духовной реальности: индивидуальной души и Сверхдуши, т.е. Верховного Господа. Из-за раздоров, трудностей и собственных пороков люди Кали-йуги живут, в лучшем случае, сто лет. По окончании Кали-йуги приходит Господь как Калки, который уничтожает неправедных правителей мира, прокладывая путь новому золотому веку, Сатйа-йуге.

В Падма-Пуране (7.26.15-17) говорится, что в Кали-йугу, которая является обителью порока, все заняты греховной деятельностью. Люди отвергают Веды, духовную истину, и занимаются игрой и воровством. Даже брахманы начинают мошенничать, чтобы выжить. Все привязаны к сексу и помрачающим разум напиткам. Люди похищают чужое имущество. На первый план выдвигаются еретики и атеисты. Говорится также (3.7.13-14), что люди, родившиеся в Кали-югу, гневливы, жадны, бесчестны, ревнивы, горды, злы, лживы, хитры и совершенно лиишены блеска.

Люди, знающие Веды, говорят, что Кали-йуга началась непосредственно перед приходом Господа Кришны 5 тысяч лет назад, но, благодаря присутствию Господа, ее влияние не ощущалось. Однако когда Кришна покинул этот мир, Кали-йугу уже ничего не сдерживало. Это подтверждается в Шримад-Бхагаватам (12.2.29-33) и в Вишну Пуране (4.24), где говорится также, что Кали-йуга продолжается 1200 лет полубогов, или 432 тысяч земных лет. В соотвествии с расчетами Ведической астрономии, Кали-йуга началась 20 февраля 3102 г. до н.э.

EGT6XHY-agQ