Об отношении людей к движению Сознания Кришны
Ради этой современной жизни люди готовы трудиться в поте лица сутки напролет, — говорил Прабхупада. — А чтобы вернуться к Богу, им понадобилось бы куда меньше усилий. Просто для того, чтобы купить хорошую машину, иметь красивую жену и несколько детей, они так тяжко трудятся! Но если человек посвятит себя сознанию Кришны и будет прилагать те же самые усилия, он вернется к Богу. И что в этом дурного? У нас столько преданных в сознании Кришны! Что тут плохого? У нас столько преданных, сознающих Кришну, и чем они хуже обычных карми? А? Разве вы несчастны? Как вы думаете? Ведь всем их усилиям придет конец. После смерти они родятся кошкой, собакой или деревом.
Преданный: Шрила Прабхупада, мы пытаемся объяснить это людям, но они, даже если внешне и соглашаются, ничего в этом направлении не делают!
Прабхупада: Поэтому нужно постоянно их тормошить. Если кто-то спит, вы должны настойчиво его звать: «Мистер Джон! Мистер Джон! Просыпайтесь, негодяй вы этакий! Чего вы спите? Вам выпала возможность родиться человеком! Сейчас же вставайте! Примите сознание Кришны и решите все свои проблемы!»
Преданный: Некоторые говорят, что если мы сами хотим следовать этому – да бога ради! Но не нужно проповедовать и навязывать это другим. У каждого свой путь.
Шрила Прабхупада: Но ведь ты — человек, негодяй! И ты спишь! А мы пытаемся тебя разбудить. Предположим, ребенок идет туда, где ему грозит опасность. И поскольку мы люди, мы говорим: «Стой, стой, не надо туда!» Мы пытаемся спасти его. Это наш долг — делать добро другим. Такова миссия Чайтаньи Махапрабху. А не то что: «Этот человек катится в ад, ну и пусть себе катится. Главное, что у меня все хорошо». Это не по-человечески.
Преданный: Часто, Шрила Прабхупада, они считают, что мы избегаем материальной жизни. Они говорят, что мы не работаем, что мы должны зарабатывать на жизнь.
Прабхупада (обращаясь к воображаемому оппоненту): «Негодяй! У тебя нет денег. Иди, работай». Но мы богачи! Мы сыновья Кришны! К чему мне работать как ты, осел? Только осел будет работать без нужды. А мы не ослы.
«Бхагавад-гита», сказал Прабхупада, утверждает, что Господу Кришне принадлежит всё. И слугам Кришны не нужно тяжко трудиться, подобно ослам. Тяжкий труд – удел ослов, а не людей. В «Шримад-Бхагаватам» об этом говорит Ришабхадева. Он объясняет Своим сыновьям, что человеческая жизнь предназначена не для рабского труда ради куска пищи и половых утех. Это удел свиней.
Прабхупада: Скажите им, что они работают как свиньи, а мы живем как люди. В этом разница. Если человек не трудится как осел, не живет как свинья, значит, он уходит от жизни?
Шрила Прабхупада решительно развивал эту тему. Он приводил очень сильные доводы, при этом очаровательно давая понять, сколь удачлив тот, кто стал слугой Верховной Личности Бога. Прабхупада шел стремительной походкой, и столь же стремительной была его логика сознания Кришны. Пытаясь не отставать от Прабхупады и от хода его мысли, преданные не могли сдержать улыбок и смеха.
Прабхупада: Я изучал экономику. Нас учили теории Маршала. Он говорит, что человеческая природа такова, что, пока человека не вынуждают обстоятельства, он не будет работать. С этого начинается экономика. Если у человека достаточно еды, он не будет работать. Поэтому если у нас хватает пищи, зачем нам работать? Что тут скажешь? Это не стремление уйти от мира, это стремление выйти на свет. Не работать и иметь все необходимое для жизни — разве плохо? Но каторжный труд ради удовлетворения элементарных нужд — это удел свиней и собак.
Преданный: Они не верят в то, что это возможно.
Прабхупада: Посмотри на нас, негодяй! Видишь? Раскрой глаза! Посмотри — мы не занимаемся бизнесом. У нас нет запасов еды. И, тем не менее, мы не беспокоимся. Мы не знаем, что будем есть вечером, однако нас это не тревожит. Я приехал в вашу страну вообще без средств к существованию.
Довод Прабхупады состоял в том, что человек может легко решить свои экономические потребности, если будет держать коров и возделывать землю. Он сказал, что, стремясь поддержать свое существование, люди создали избыточную, сложную систему, забыв при этом о цели жизни. Когда кто-то из преданных сказал, что не у каждого есть возможность получить землю, Прабхупада ответил, что причина тому одна — плохое управление. В Америке достаточно земли.
Преданный: Шрила Прабхупада, нас обвиняют в паразитизме.
Шрила Прабхупада: Нет. Паразит — это тот, кто пытается наслаждаться чужой собственностью. Но мы не наслаждаемся чужой собственностью! Мы наслаждаемся собственностью нашего отца. Ишавасьям идам сарвам. Владелец — Кришна! О каком паразитизме речь? Мы послушные сыновья Кришны. А Кришна говорит: «Не работайте. Я дам вам все». На самом деле Кришна говорит: «Зачем так тяжело трудиться? Просто предайтесь Мне, и Я окажу вам защиту — дам вам все, что хотите». Поэтому мы и даем все. О каком паразитизме речь?
Преданные хорошо знали, что кого-кого, но Прабхупаду в паразитизме обвинить было трудно. Управляя всемирным Обществом сознания Кришны, он постоянно путешествовал и каждый день поднимался посреди ночи, чтобы переводить «Шримад-Бхагаватам». И ученики его трудились столь же напряженно. Но они не работали как работают животные и подобные животным люди — ради преходящих вещей. Они не работали на жутких предприятиях, разрушающих лучшую часть человеческой природы. Они не работали, как ослы, и не заявляли, что у них нет времени на повторение Святого имени Бога.
Прабхупада: Замечательный парк, но сюда никто не ходит. А мы, кришнаиты, пользуемся этой возможностью. Так кто уходит от жизни — они или мы? Посмотрите, как они глупы. Они работают в поте лица, а возможностями не пользуются. Мы ими пользуемся. Так что наша линия такая — вы работайте изо всех сил, а мы придем и будем пользоваться вашими достижениями. Это не уход от жизни, это разум.
Для преданных этот пример Шрилы Прабхупады стал радостным откровением, и они рассмеялись над очевидной истиной. Ведь действительно — они с удовольствием гуляли со своим духовным учителем по парку, но кроме них, в парке никого не было.
Прабхупада: Но если мы предложим: «Приходите, присоединяйтесь к нам», — они откажутся. Они скажут: «Нет, нам нужно работать». Мы всех просим: «Приходите сюда», — но они не придут. Они просто завидуют. Поэтому и говорят, что мы уходим от жизни и живем за чужой счет. Они видят, что у нас столько машин, они видят радостные лица преданных. Мы хорошо питаемся, у нас нет проблем. Но когда мы просим их прийти, для них это очень трудно. Если мы просим их повторять «Харе Кришна» и танцевать — о, что может быть труднее! Зайдя к нам, они увидят, что у нас нет чая, нет вина, нет мяса, нет сигарет. Поэтому можно сказать, что мы уходим от всего этого. Но мы не уходим от счастья. Они от него уходят.
Сатсварупа дас Госвами - Прабхупада-лиламрита
ГЛАВА СОРОК ШЕСТАЯ Проповедь в Америке