Veda.Co.Ua     Энциклопедия 

«Миф о трудности» и реальность

«Одним из наиболее эффективных методов, к которому обыкновенно прибегают интеллектуалы, совершенствуя свои навыки мистификации, является активная пропаганда «мифа о трудности». .. Мы, по-прежнему, склонны верить в то, что «законы» человеческой природы таинственны, загадочны и непостижимы, и выразить их можно толь-ко при помощи сложных теорий, шифров или абстрактных «умственных моделей».
Эта цитата из недавно опубликованной книги под названием «Почему Фрейд заблуждался» указывает на не-способность мыслителей двадцатого века помочь человечеству, обеспокоенному проблемами тройственного взаимодействия индивидуальной жизни, коллективной и жизни в масштабе вселенной. Зигмунд Фрейд в своей работе «Человечество и его неудовлетворенность» прослеживает общечеловеческие проблемы именно на этих трех уровнях. Он, как и многие другие интеллектуалы, полагал, что свобода от тройственных страданий возможна, лишь когда человечество откроет правду о себе. Однако, как я объяснял в предыдущей главе, для мыслителей пребывающих в неведении о Высшей Личности, истинна оккультна. И, сталкиваясь с тайной, их пытливый ум склонен впадать в сомнения. А потому, за тысячи лет человечество разработало богатейшую палитру теорий, призванных приподнять завесу тайны происхождения человека. Но, как становится ясно из приведенной выше цитаты, изобретение новых теорий только усложняет его положение. Тем не менее, каждое поколение считает своим долгом продолжать плодить методы избавления от страданий. Как заметил Шрила Прабхупада: «Все человечество пытается избавиться от неудобств».

Человеческая жизнь м жизнь животного

Подобно представителям низших форм, нам, людям, весьма небезразличны еда, сон, совокупление и самозащита. С той лишь разницей, что низшие формы жизни менее чувствительны к неудобствам, чем люди. Дерево стоит сотни лет на одном месте и не ропщет. Ежегодно в брачный сезон самцы регулярно сражаются друг с другом, рискуя быть раненными или погибнуть, даже не задаваясь вопросом «зачем». Дикие твари вполне довольны своей жизнью на деревьях, в высокой траве и в норах. Для цивилизованного человека такая жизнь неприемлема. Мы и организуемся в цивилизованное общество для того, чтобы не оказаться в подобных условиях.
И, тем не менее, невозможно избавиться от чувства неудовлетворенности, просто улучшив условия жизни. В современном мире нет недостатка в удобствах. Но, несмотря на то, что мы изысканно едим, спим, совокупляемся и обороняемся, наши сердца по-прежнему гнетут беспокойства, сомнения и самоуничижение. Почему? Потому что мы не свободны. Мы заключены в четырех стенах рождения, старости, болезней и смерти.
Животные даже не пытаются искать решения проблем старости, болезней и смерти, над которыми неустанно бьются полчища интеллектуалов. Бесспорно, миссия человека значительно глубже, чем у животных.
Человеческое общество так спланировано Кришной, что интеллектуалы, брахманы, должны наставлять прочие сословия на путь избавления ото всех трудностей. Подлинной свободой является только вимукти, духовное освобождение от клешатрайа, тройственных страданий, связанных с положением человека. Однако, в Шримад Бхагава-там 5.5.2 говорится, что только служение брахману-махатме (чистому преданному Высшей Личности) способно открыть пе-ред человеком врата вимукти: махат-севам дватам ахур вимутес.

Духовная удача

Махатмы учат, что, что достичь освобождения можно постоянно славя Кришну (сататам киртаянто мам). Харе Кришна маха-мантра: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе – это простейшее, но при этом наиболее полное выражение Его славы.
Материальное положение обусловленной души напоминает сон. Душа отдаляется от своей истинной природы, ее личностные проявления спят. Личность, существо, обладающее сознанием, способно делать выбор из возможных обстоятельств. Спящий может выбирать только в пределах сновидения; подобным же образом спящая духовная душа способна делать выбор только в пределах материальных обстоятельств. Чистый же звук маха-мантры пробуждает душу и дает ей возможность испытать духовные переживания и любовь к Богу.
Однако до тех пор, пока душа окончательно не искоренит дурную привычку дремать в объятиях материи, она может снова попасть под ее снотворное влияние даже после того, как духовный звук однажды пробудет ее. Чувствовать себя в безопасности можно только занимаясь мантра-йогой, когда сознание день и ночь занято пением слогов имени Бога. Этот вечный ведический метод обретения освобождения посредством звука в наш падший век облегчен до предела. В прежние времена предписывалось воспевание множества мантр, в этот же – только одной, самой про-стой и при этом самой могущественной: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. «Что в этом трудного?» – спрашивал Шрила Прабхупада. «Но они не делают этого. Зна-чит они – неудачники. Это можно только когда человек удачлив».
Шрила Прабхупада говорил, что возможность принять мантру Харе Кришна душе дает духовная удача, та удача, что не зависит от трех видов материальной удачи (хорошей, плохой и смешанной), описанных в первой главе этой книги. Полубоги посылают материальную удачу в соответствии с кармой человека. Распоряжаться духовной удачей души – не в компетенции полубогов. Кришна одаривает духовной удачей через махатм, утвердившихся в воспевании Его.
Материальная удача обеспечивает человеку высокое положение во вселенной, например, дает возможность родиться среди полубогов или в богатой аристократической семье на земле. В обществе он обретет высокое положение, а жизнь его украсят богатство, хорошее образование и красота тела. Смешанная удача позволит ему занять посредственное положение в космосе, обществе, личной жизни. Злая доля отметит жизнь человека по-своему. Но что бы там ни было, если человек не привязан к слушанию о Кришне и прославлению Его, он неудачлив, поскольку все его материальные достояния временны. Материальная удача неминуемо обернется несчастьем. По большому счету, самая большая проблема в том, что мы не свободны. Просто сменить материальное положение с плохого на хорошее – еще не означает обрести вимукти.
Духовно удачливый человек спокойно относится к любым материальным обстоятельствам. Он ни к чему не стремится и ничего не боится:

НАРАЯНА-ПАРАХ САРВЕ НА КУТАШЧАНА БИБХЙАТИ
СВАРГАПАВАРГА-НАРАКЕШВ АПИ ТУЛЙАРТХА-ДАРШИНАХ

Человек, преданный Высшей Личности, не знает страха. Вознестись ли в райское царство, низвергнуться в ад, равно как и освободиться от коков материи – преданному все равно. (Ш,Б, 6.17.28)
Почему преданный равно относится к любому материальному положению, райскому или адскому, и даже к освобождению? Это обусловлено его личностным отношением к реальности. Он рассматривает макро-, мезо- и микрокосмос исключительно как одеяния Высшей Личности. Окажись он в аду, в раю или посередине, его существование зиждется на Кришне, Верховной Освобожденной Личности. Как человек, ставя ногу на камень, кирпич или кусок дерева, в действительности, ставит ногу на землю, так и занимая любое положение в космосе, он никогда не разлучается с Кришной. Кришна заверяет Арджуну в Бхагавадгите, что тот, кто видит Господа повсюду и все сущее в Нем, тот для Него никогда не будет потерян. Силой своей привязанности к Кришне преданный отрекается от того, чем одержима душа, запутавшаяся в материи; жажда свободы от оков материи исключением не является.
В Шримад Бхагаватам Махараджа Брахма произносит знаменитый текст, содержащий фразу стхане стхитах шрути-гатам тану-ван-манобхир. (Бхаг. 10.14.3). Шрила Прабхупада, объясняя ее, говорит:
«Кем бы ты ни был, нет нужды меняться. Очень трудно менять свое положение. Лучше оставаться на своем месте, но при этом слушать о Кришне».
Естественно, люди, попав в стесненные обстоятельства, стремятся выйти из них. Каждый должен обрести освобождение – это миссия. Однако, если в погоне за свободой человек просто меняет одно на другое, то впереди у него новые трудности. Перекладывание тяжкой ноши с плеча на плечо может принести временное облегчение, но не уменьшает тяжесть груза.
Дело не в том, хороша или плоха наша материальная судьба, занимаем ли мы высокое или низкое положение. Нам надо сбросить бремя материи. Посредством чистого звука имени Кришны и повествований о Нем мы ощущаем, как крепнет наша природная сущность освобожденных личностей в общении с Высшей Освобожденной Личностью и его освобожденными спутниками.
Наслаждаясь собственным духовным блаженством, Кришна безо всяких усилий поддерживает бесчисленные миры. Он так хочет разделить Свое блаженство с душами, питающими к Нему любовь и преданность, что берет на Себя заботу об их материальном благосостоянии, защищая то, чем они располагают, и, снабжая их тем, чего им не-достает. Среди преданных есть множество тех, кто служит Господу, находясь в матрице своих материальных тела и ума. Однако они не считают такое положение дел затруднительным, они относятся к своим телам так же, как Господь к вселенной. Они воспринимают их как одежду. Капиладева сравнивает их с пьяными, не осознающими, одеты они или нет. В сердце своем они пьют нектар бхакти-расы, а их внешнее существование поддерживает Верховный Властелин материи, времени и полубогов.
Нарада Муни в шестой главе первой песни Шримад Бхагаватам, объясняет, что в то время как преданный в любовном экстазе медитирует на Господа, из глубин его сознания проявляется духовная форма Бога, проникающая в самое сердце преданного. Наэлектризованные присутствием Господа, все чувства преданного, его слух, тактильное чувство, зрение, вкус и обоняние стремятся служить Ему. Так преданный возвышается даже над гуной благости. Его чувства, опьяненные непосредственным прикосновением соприкосновением с личностной формой Кришны, не при-ходят в беспокойство, соприкасаясь с материальными объектами. Его ум, полностью удовлетворенный преданным служением, забыл о желании играть в рулетку материальной удачи. Как отмечает Нарада Муни, Господь берет на Себя заботу о кармической судьбе преданного.
отрывок из «За пределами матрицы»

"Трансцендентный Персонализм" Сухотра Свами

vway10ybzfo