Veda.Co.Ua     Энциклопедия 

Куликово поле и Курукшетрa


«Победиши враги твоя…»
Каждый раз, когда мы рассказываем в «Золотом Веке» о ком-то из великих святых, прославившихся в этом мире, — на ум приходят ассоциации с другими сюжетами, относящимися к совсем другим временам и землям, но неизменно имеющим какие-то точки пересечения с повествуемой историей. И это, конечно же, не случайно — и является только лишним доказательством единства духовной реальности и духовных законов.Центральный эпизод жизни преподобного Сергия — это, несомненно, его благословение русского воинства и князя Дмитрия Донского на великую битву за освобождение России — битву на Куликовом Поле. Если задуматься, есть в этом что-то загадочное: смиренный монах, добрый христианин, который должен бы следовать заповедям «Возлюби врагов своих», «Ударили по левой щеке — подставь правую» — и войска, князья, большая политика… Но противоречия здесь нет.

Смирение — это кодекс личного поведения для духовного человека. Когда же речь идет о защите невинных людей, о восстановлении справедливости, о борьбе добра со злом — здесь позиция духовного человека будет очень определенной. Святой Сергий дал князю Димитрию всю силу своих благословений и молитв и даже послал с ним двух своих возлюбленных братьев — Пересвета и Ослябю. И, прощаясь с князем, тихо сказал ему: «Иди, княже, небоязненно. Победиши враги своя…»

И здесь невозможно не вспомнить о другой битве — величайшей битве в истории человечества, описанной в знаменитом эпосе «Махабхарата» — битве на Курукшетре. В битве этой, происходившей порядка пяти тысяч лет тому в священном месте, расположенном недалеко от нынешнего Дели, сошлись две великие армии, в составе которых, по преданию, были цари со всей планеты — Пандавы сражались с Кауравами. В той битве нравственная ситуация также была совершенно однозначной — правда была на стороне Пандавов, людей благочестивых, которым предстояло вернуть свое царство, незаконно присвоено коварными Кауравами. Армия Кауравов была, безусловно, многочисленнее и могущественнее (как и войско Мамая на Куликовом Поле). На стороне Пандавов было только одно преимущество — в их армии находился Кришна, которого «Махабхарата» описывает как самого Всевышнего, находившегося в то время на Земле и игравшего роль духовного наставника Пандавов. И, как и на Куликовом Поле, в великой битве на Курукшетре дух восторжествовал над грубой силой. Победили те, с кем был Бог. (Впрочем, так бывает всегда; здесь можно вспомнить и огромное количество примеров из Ветхого Завета, например, битву Давида с Голиафом.)

Еще одна интересная деталь. Перед началом битвы на Курукшетре Кришна долго пытался уладить дело миром — он даже лично отправлялся к Кауравам в качестве посланника Пандавов. И только, когда Кауравы отвергли все эти возможности, битва стала неизбежной, как стало неизбежным и их поражение. То же наставление давал Дмитрию Донскому святой Сергий: «Пока не исчерпаешь всех средств к миру — не воюй». Князь Дмитрий посылал Мамаю множество богатых даров, пытаясь умилостивить его — но все было напрасно. Тогда Сергий сказал, что Мамая ожидает гибель…

И последний интересный момент, связанный с этими двумя великими битвами. Весь рассказ о сражении на Курукшетре в «Махабхарате» ведется от лица Санджаи — святого мудреца, который сам на поле боя не присутствовал. Будучи секретарем слепого царя Дхритараштры, отца Кауравов, и находясь в его дворце — он рассказывает ему о ходе битвы, наблюдая за ней при помощи духовного зрения, ясновидения, дарованного ему его духовным учителем, мудрецом Вьясадевой. А что же говорит нам биография святого Сергия?

«Преподобный же в эти часы находился со всею братией в церкви, тело его было здесь, но духом он был там, где совершалась судьба России. Перед его духовными очами проходили все перипетии боя, он сообщал братии о ходе битвы, от времени до времени называя имена павших воинов, и тут же читал заупокойные молитвы за них. Наконец, он возвестил о совершенном поражении врагов и воздал со всею братией благодарение Богу».

Так и эта небольшая деталь роднит два эти великие события, показывая единство духовной истории человечества.

Ангира Муни дас (Александр Кубельский)

99BB2oHGuVM