Баларама – это первое проявление Кришны. Он творит весь духовный мир, весь материальный мир и части частей, то есть у Него семена душ. И как источник всех живых существ, Он учит нас самой важной науке – науке преданного служения. Радость духовной жизни – в служении. Баларама обучает всех Своим примером, как служить Кришне. Он первый, кто это делает.
«Шри Баларама - это Бог-Слуга, который служит Господу Кришне во всем. Трансцендентная обитель существует благодаря энергии Баларамы. Первая экспансия Кришны в форме для игр - это Баларама. Баларама Сам помогает Господу Кришне в Его играх и Он выполняет работу творения в четырех других формах. Во всех формах Баларама испытывает трансцендентное блаженство служения Кришне». ("Чайтанья Чаритамрита Ади лила" 4.8-11).
«Эти два Господа, Кришна и Баларама, оба являются семенем и чревом вселенной, творцом и его творящей потенцией. Они входят в сердца живых существ и управляют их обусловленным сознанием. Они являются изначальным Всевышним». («Шримад Бхагаватам» 10.46.31)
«Бала» так и переводится, как сила, но это сила не материальная, а сила духовная, которую дает Господь Баларама, - это желание служить Богу, и вкус к этому служению. Бала — духовная сила, а Рама — это духовная радость. Вместе они представляют для нас силу отказаться от материальных чувственных наслаждений ради вечного духовного блаженства. Господь Баларама олицетворяет силу, с помощью которой можно приблизиться к Кришне.
Так, по милости Господа Баларамы мы сможем избавиться от препятствий на пути бхакти и получить вкус к преданному служению Кришне. Кришна приходит только туда, где Баларама уже подготовил всё для лучшего служения Ему. В день явления Господа Баларамы мы можем молиться Ему, прежде всего мантрой Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе, где содержится как имя Баларамы, так и просьба о служении. Также полезно читать книгу «Кришна-источник вечного наслаждения» - особенно 15 и 18 главы 1-го тома и 13 и 24 главы 2-го тома, где рассказаны истории о том, как Баларама наказывал нечестивцев.
Господь Баларама - наш изначальный духовный учитель
«Великолепие трансцендентной формы Господа Баларамы затмевает сияние миллионов и миллионов восходящих лун, и мельчайшей частички Его силы достаточно, чтобы разрушить множество армий демонов. Хотя Он знает о сверхъестественном могуществе Своего младшего брата Кришны, и все же, из любви к Нему, Баларама никогда не оставляет Кришну в лесу одного ни на мгновение».
"В Своей форме вайбхава-пракаша Господь Кришна проявляет Себя как Баларама. Форма Баларамы так же прекрасна, как и форма Самого Кришны, единственное различие состоит в том, что оттенок тела Кришны темный, а Баларамы - светлый" (TLC Глава 7).
Господь Баларама - изначальный гуру. Духовный учитель наделен энергией Господа Баларамы. Так же, как Баларама убивает демонов в Своих земных играх, духовный учитель уничтожает анартхи в нашем сердце. Мы не можем принять прибежище непосредственно у Господа Баларамы - Он может давать нам наставления через зеркало сердца, но только тогда, когда это зеркало станет полностью чистым. Гуру значит "тяжелый". Своей тяжестью, серьезностью он помогает ученику избавиться от внутренней грязи. Если мы попытаемся идти к Кришне сами, майя обманет нас. Она будет раз за разом сбивать нас с пути ложными идеями. Невозможно вытащить самого себя из трясины - никакие теоретические знания не помогут. Нужен человек, который протянет нам палку.
Кришна – это всё, а Баларама - всё остальное. Ананта-Шеша есть проявление Баларамы. Ананта-Шеша значит бесконечный остаток. То есть Баларама - бесконечный остаток, к которому принадлежим мы. В связи с этим силу мы можем получить от Господа Кришны, но через Господа Балараму, через духовного учителя, который является представителем Баларамы. Баларама – источник духовной силы и вся Его сила - в Его плуге. У Баларамы два оружия - одно плуг, другое палица.
Поэтому тот, кто ищет силы, тот поклоняется плугу Баларамы. Поклоняется духовному учителю и выполняет наставления духовного учителя, чтобы удовлетворить Балараму.
Первое наставление, которое даёт духовный учитель:
«Самое страшное, что может быть в духовной жизни – это оскорбления. Бойся оскорблений. Нет ничего более страшного, чем оскорбления которые вызваны собственным Эго».
И причиной оскорбления является не что иное, как наша собственная грубость, как наше собственное желание наслаждаться плодами своего труда, как наше собственное «Я», которое привыкло так или иначе всё время наслаждаться тем, что приходит к нам. Мы и наслаждаться толком не можем. Как осёл не может наслаждаться плодами. Плоды сами растут, а осёл может только смотреть на них и думать: «Мои плоды». Это невежество во всех его проявлениях. И если человек слышит это наставление - значит Баларама издал Свой победный «Гик», а Дхенукасура последний раз крикнул «И-а», в этот момент Баларама закидывает Дхенукасуру на пальму, где Дхенукасура сдыхает.
Это наставление в Кали-югу нужно знать:
- никого не оскорблять (не пытаться защитить своё эго и желание наслаждаться в этом мире с помощью оскорблений); и прежде всего вайшнава-апаратха.
Большая милость услышать это наставление – это практически означает, что победа одержана. Всё, нет больше нас как наслаждающихся здесь, как тех, кто хочет наслаждаться за счёт других, эксплуатируя других. Потому что наше желание наслаждаться принесёт боль другим. Насилие и боль - неизбежные следствия этого желания.
Дхенукасура олицетворяет гуну невежества. Это очень большая анартха. Дхенукасура с другими ослами — это разные виды невежества, это непонимание, что такое Абсолютная Истина, это непонимание своей духовной природы, это незнание о наших взаимоотношениях с Кришной и незнание о том, что Кришна и Его Имя неотличимы друг от друга. Шрила Бхактивинода Тхакур говорил об опасности этого. Чтобы избавиться от этой глубокой и обширной анартхи, человеку нужно прилагать личные усилия. В случае многих других анартх, если просто продолжать практику преданного служения, эти анартхи могут быть очищены. Бхактивинода Тхакур говорит:
«Когда преданный практикует действия с энтузиазмом, он избавится от этих осквернений».
Только по милости Господа Баларамы это может быть отброшено далеко прочь. Дхенукасура вызывает полное невежество нашей истинной деятельности и глупые заблуждения о природе святого имени. Он лишает человека понимания в отношении того, кому он должен поклоняться. Это осквернение надо выбросить подальше, приложив большие усилия со своей стороны.
Поэтому всё, что разрушает наше невежество, несет в себе энергию Баларамы. Она есть и в священных трактатах, и в проповеди святых, она есть в вопросах и ответах, она есть и в размышлениях об Абсолютной Истине.
«Имя Господа Баларамы предполагает не только то, что Он очень могущественный, но и то, что Ему доставляет удовольствие проявлять Свою необычайную силу». («Кришна – источник вечного наслаждения»).