Veda.Co.Ua     Энциклопедия 

Первичное творение мира (Взгляд Маха-Вишну)

Как Господь осуществляет первичное Творение?

Перед началом материального Творения существует только экспансия Кришны, Господь Маха-Вишну. Как объяснялось в прошлом уроке, Он возлежит в причинном океане. Во время Творения бесчисленные живые существа и материальные вселенные исходят из Него, а во время разрушения опять в Него возвращаются. 
Перед очередным циклом Творения материальная энергия находится в непроявленном, инертном состоянии, и называется прадханой. По этой причине внешняя энергия сама по себе, без вмешательства Господа, не способна быть изначальной причиной Творения. В действительности весь процесс Творения является результатом высшей воли, которая проявляется в том, что Господь Маха-Вишну бросает на материальную энергию, прадхану Свой взгляд. Под влиянием взгляда Господа инертная материя приходит в активное состояние, пробуждая деятельность трёх гун природы и производя все компоненты будущего Творения. Материальная энергия, приведённая в активное состояние взглядом Маха-Вишну, называется махат-таттва.

Что же собой представляет этот взгляд Маха-Вишну, благодаря которому инертная материальная энергия так активизируется?

Взгляд Господа Маха-Вишну содержит в себе:

• изначальное мужское начало (Шамбху, или Шива). 
• энергию вечного времени (кала)
• всех тех живых существ, которым предстоит воплотиться в материи (джива)

Изначальное мужское начало (Шамбху, или Шива).

Взгляд Господа Маха-Вишну содержит в себе изначальное мужское начало, Шамбху. Этот мужской символ является подчиненным аспектом божественности и действует как прародитель материального мира. Когда Шамбху соединяется с женским началом, Майей или материальной энергией (шакти), на свет появляется всё многообразие форм материального мира. Шрила Прабхупада объясняет в комментарии к Шримад-Бхагаватам 3.26.17:
«…когда под взглядом Верховной Личности Бога материальная природа приходит в движение, она проявляет себя во всем многообразии видов и форм. До этого она находится в инертном состоянии, в котором три гуны материальной природы не взаимодействуют друг с другом… Как женщина не может родить ребенка, пока её не оплодотворит мужчина, так и материальная природа не способна ничего произвести на свет, пока не будет оплодотворена Верховной Божественной Личностью …». 
Эти материальные начала (мужское и женское) являются тусклыми тенями Кришны, как изначального духовного Наслаждающегося, и Его внутренней энергии — изначального духовного объекта наслаждения. В результате соединения мужского и женского начал, материальная энергия производит тела двух категорий — мужские и женские. В мужских телах проявляется мужское начало, а в женских телах — женское начало. Обусловленные живые существа, отождествляющие себя с этими телами, начинают играть соответствующую телу роль. Душа, отождествляющая себя с телом мужчины, считает себя пурушей — «наслаждающимся, повелителем». А душа, отождествляющая себя с женским телом, играет роль «привлекающей, очаровывающей и соблазняющей». Как магнит притягивается к железу, а железо к магниту, также мужчина привлекается женщиной, а женщина мужчиной. Соединяясь вместе, они воспроизводят новые и новые формы. Так живые существа получают возможность подражать Богу, или же Его энергии наслаждения. Однако, играя эти неестественные для себя роли, душа утрачивает память о своём истинном предназначении и лишает себя истинного счастья.
Таково краткое описание взаимодействия мужского и женского начал. Результат этого взаимодействия проявляется во множестве материальных форм, «материал» для которых «поставляет» махат-таттва. В действительности, Шамбху, олицетворяющий все мужские формы в этом мире, не является независимым пурушей, наслаждающимся. Настоящим Пурушей является Господь, который наслаждается материальной энергией через Шамбху. В Брахма-самхите (5.10) говорится: «Господь всего мира, Маха-Вишну, проявляется в Шамбху посредством Своей полной части в форме Своего взгляда». Поэтому Маха-Вишну и Его последующие экспансии называют Пуруша-аватарами.

Энергия вечного времени.

Как уже упоминалось выше, взгляд Господа Маха-Вишну на инертную материальную энергию — это проявление Его желания и Его воли. Ничто не может произойти без воли Верховной Божественной Личности. В комментарии к Чайтанья Чаритамрите (Ади, 5.27-28) Шрила Прабхупада пишет: «…В Ситопанишад говорится: Маха-Лакшми, верховная энергия Господа, проявляется по разному. Она действует как материальная и духовная энергия, в обоих случаях выступая как энергия желания, энергия творчества и внутренняя энергия. Энергия желания тоже имеет три вида: шри, бху и нила»… Шрила Джива Госвами утверждает, что шри — это энергия, которая поддерживает мироздание, бху творит мир, а нила — это энергия, разрушающая его…».
Таким образом, пожелав сотворить материальный мир Господь бросает на него Свой взгляд, в результате чего три гуны, а именно гуна благости, поддерживающая мироздание, гуна страсти, творящая мир и гуна невежества, разрушающая его, приходят в активное состояние. Любой объект в этом мире когда-то возникает, какое-то время существует и, в конце концов, разрушается под влиянием энергии вечного времени. Так энергия вечного времени, проистекающая из взгляда Маха-Вишну, проявляется в деятельности трёх гун.

Во взгляде Маха-Вишну находятся живые существа.

«Первый Пуруша издали бросает взор на майю и оплодотворяет ее семенем жизни — живыми существами» (Чайтанья-чаритамрита, Ади, 5.65). Поэтому Господь — отец всех воплощённых в материи живых существ, ибо именно Он вкладывает душу в лоно материальной энергии, которая затем награждает эту душу соответствующим телом. 

В Бхагавад-Гите 14.4 Господь говорит:

сарва-йонишу каунтейа муртайах самбхаванти йах
тасам брахма махад йонир ахам биджа-прадах пита

«Знай же, о сын Кунти, что все формы жизни зачинаются в лоне материальной природы, и что Я — отец, дающий семя».
КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе ясно сказано, что Верховный Господь, Кришна, — изначальный отец всех живых существ. Живые существа соединяют в себе материальную и духовную природу. Такие живые существа обитают не только на этой, но и на каждой планете вселенной, вплоть до самой высшей планеты, обители Господа Брахмы. Они живут повсюду: в земле, в воде и даже в огне. Матерью живых существ является материальная природа, которую оплодотворяет Кришна. Смысл данного стиха в том, что Господь оплодотворяет материальную природу живыми существами, которые в зависимости от своей прошлой деятельности появляются на свет в различных формах жизни в период сотворения вселенной.
Таким образом, Господь, посредством Своего взгляда, привносит в материальную природу всех живых существ, которым предстоит воплотиться в материи. Когда они входят в материальную энергию, возникает совокупное сознание живых существ в материи (принцип махат). Махат является тонким принципом, лежащим в основе этого феноменального мира. Поскольку махат является продуктом материальной энергии, насыщенной энергией Маха-Вишну, т.е. космическим сознанием в форме совокупного сознания живых существ, он не является полностью бессознательным. Махат представляет собой уникальное сочетание сознательного и неодушевленного (бессознательного). На этом этапе сознание живых существ ещё чисто, т.е. не покрыто материальной энергией.
Далее из махата появляется ложное эго (аханкара), т.е. ложное чувство независимого существования и отождествления себя с материей. Ложное эго возникает из чистого сознания, когда живое существо злоупотребляет своей независимостью. Попав в махат-таттву, либо с предыдущего Творения, либо из духовного мира, живое существо желает наслаждаться материей. Это эгоистическое желание наслаждаться материей и является причиной того, что первый тонкий материальный элемент, ложное эго, покрывает его. Шрила Прабхупада пишет в комментарии к Шримад-Бхагаватам 2.5.25: 
«…ложное эго в махат-таттве (совокупной материальной энергии) является порождением пограничной энергии Господа, и это ложное эгоистическое стремление господствовать над материальным Творением, в свою очередь, порождает материальные элементы, необходимые для иллюзорных наслаждений живого существа. Являясь наслаждающимся, живое существо фактически господствует над материальными элементами, однако за всем этим стоит Верховный Господь. На самом деле никто, кроме Господа, не имеет права называться наслаждающимся, но находящееся в иллюзии живое существо хочет само стать наслаждающимся. Это желание порождает ложное эго. Когда у сбитого с толку живого существа появляется такое желание, по воле Господа возникают призрачные элементы, и живое существо получает возможность гоняться за ними, как за миражом в пустыне… ». 
Так в махат-таттве появляется ложное эго, которое затем, в сочетании с тремя гунами, проявляет все составляющие материальные элементы будущего Творения. Именно это эгоистическое желание живых существ наслаждаться отдельно от Кришны является коренной причиной возникновения всего материального Творения. Если же живое существо осознает свою истинную природу, оно сможет вернуться назад в духовный мир.

7c74HidFnCc