Что означает санскритское слово «Бхагаван»?
В Вишну-Пуране (6.5.74) великий мудрец и знаток Вед Парашара Муни объясняет значение этого слова следующим образом:
айшварйасйа самаграсйа
вирйасйа йашасах шрийах
гьяна-вайрагйайош чайва
саннам бхагам итигана
«Того, Кто в полной мере обладает следующими шестью достояниями: богатством, силой, славой, красотой, знанием и отрешённостью, называют Бхагаваном».
На свете много людей, которые очень богаты, очень могущественны, очень красивы, очень знамениты, обладают огромным знанием или способны к высокой степени самоотречения. Однако никто из них не может претендовать на то, что он обладает всеми богатствами, всей силой и прочими качествами в полном объёме. Право говорить так о Себе имеет только Верховный Господь, ибо на свете нет никого равного Ему или более великого, чем Он.
Каким именем называть Бхагавана — Верховную Личность?
Перечисленные выше шесть достояний Бхагавана, Верховной Божествоенной Личности, привлекают всех. Поэтому лучшее имя, которое можно дать Бхагавану — это «Всепривлекающий», или на санскрите — Кришна. Итак, Верховная Божественная Личность, Бхагаван — Кришна, Всепривлекающий.
Веды недвусмысленно говорят об этом, и ниже мы приводим лишь некоторые из этих утверждений:
В Брахма-самхите (5.1) Господь Брахма, первое живое существо во Вселенной, утверждает:
ишварах парамах кришнах
сач-чид-ананда-виграхах
анадир адир говиндах
сарва-карана-каранам
«Кришна превосходит всех, ибо никто не может затмить Его. Он — Высшая Личность, а Его вечное тело исполнено блаженства и знания. Он — предвечный Господь Говинда, причина всех причин».
• В Шримад-Бхагаватам (1.3.28) перечислено много воплощений Верховной Божественной Личности. Однако Кришна назван в нём Изначальной Личностью, Бхагаваном, источником всего множества воплощений:
эте чамша-калах пумсах
кришнас ту бхагаван свайам
индрари-вйакулам локам
мридайанти йуге йуге
«Все перечисленные здесь воплощения Бога — это либо полные проявления, либо части полных проявлений Верховного Господа, но Кришна — это Сам Верховный Господь, Божественная Личность».
• В Бхагавад-Гите (7.7) Сам Кришна утверждает, что нет истины выше, чем Он:
маттах паратарам нанйат
кинчид асти дхананджайа
майи сарвам идам протам
сутре мани-гана ива
«О завоеватель богатств, нет истины выше Меня. Все сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить».
Таким образом, во всей Ведической литературе в различных местах, прямо или косвенно, в комментариях или объяснениях, намёками или выводами, именно Шри Кришна, а не кто-либо ещё, описывается как Верховный. Он является источником как Параматмы, так и Брахмана.
В Чайтанья-чаритамрите (Ади, 2.106) утверждается:
свайам бхагаван кришна, кришна сарвашрайя
парама ишвара кришна сарва шастре кайа
«Шри Кришна, Божественная Личность — изначальный Верховный Господь, причина всех экспансий (воплощений Бога). Все богооткровенные Писания признают Шри Кришну Верховным Господом».
Люди называют Бога различными именами. Означает ли это, что есть много Богов?
Конечно же, Бог один. Если бы это было не так, то слово «Всевышний» утратило бы своё смысловое значение. И хотя Верховный Господь один, у Него есть множество имён, связанных с Его отдельными качествами или особыми деяниями и взаимоотношениями. Чтобы явить эти особые деяния и качества, Господь проявляет Себя в разных воплощениях (экспансиях), которых в связи с этим называют разными именами. Поэтому, хотя Господь един, у Него, тем не менее, бесконечное множество имён, которые невозможно даже сосчитать, как невозможно сосчитать волны в океане.
