Даже Бог не знает, почему Он Кришна
В Маяпуре Шрилу Прабхупаду посетили два великих ученых. В Индии таких людей называют Дигвиджаями. Дигвиджай – это тот, кто всех победил в спорах. Дигвиджай, победитель, носит большой красный тюрбан, так что издали видно, что идет большой ученый.
Прабхупада был в гурукуле, он отдыхал. Ему сказали: «Прабхупада, пришли два дигвиджая, они хотят с вами увидеться, поскольку слышали о Ваших успехах в проповеди на Западе. Они хотят поговорить, может быть, задать вопросы, может быть, даже поспорить о чем-нибудь. Они любят спорить, они логики. Очень хорошо знают какие-то шастры». Прабхупада заулыбался, когда услышал это, потому что он уже знал, что это за люди – логики. Обычно тех, кто занимается логикой, не интересует окончательный вывод. Зачем нужен окончательный вывод – конец всей логике? Какой тогда смысл в том, что вы логик? Кришна говорит в Бхагавад-гите: «Я – окончательная истина среди логиков». Если есть окончательная истина, то все споры прекращаются. Но логики живут за счет споров. Они спорят, побеждают и так поддерживают свое существование, даже деньги зарабатывают таким образом. Как когда-то было в Навадвипе. Во времена господа Чайтаньи все ученые стали логиками, искусными в спорах. Так они поддерживали свое положение в обществе. И Господь Чайтанья играл с ними, как кошка с мышкой. Он выдвигал такие удивительно новые аргументы, что все логики просто диву давались. И Господь Чайтанья спрашивал: «Вам нравится этот новый вывод?» – «Да, это удивительно! Все предыдущее разрушено, установлена новая истина! Замечательно! Обновление!» И тогда Господь Чайтанья разрушал и этот вывод, и устанавливал обратные вещи. Все были очень-очень удовлетворены, что у них есть такой Нимай Пандит в Надии.
И Шрила Прабхупада, подобно Нимаю из Надии, решил поиграть с этими логиками. Прабхупада знает основной вывод Вед: причина всех причин – Кришна, источник знания – Кришна и цель познания – тоже Кришна. И почему они бесконечно спорят? Только потому, что не знают Кришну. Если утвердить Кришну, все прекратится. Весь «прогресс» материальной цивилизации прекратится, если установить Кришну.
Как только они вошли, Прабхупада сразу увидел, что они действительно очень ученые – об этом говорили их гордость, осанка, одежда, поведение. Обычно тот, кто знает Кришну, не проявляет ложной гордости. Говорится, что, даже если он ученый, он не будет это демонстрировать. Это одно из наставлений, которое дается брахманам и санньяси. Брахманы – это ученые, санньяси – учителя всего человечества. Но им дается наставление: никогда не демонстрировать свою ученость перед невежественными людьми и не вступать в бессмысленные споры. Так можно сохранить свои духовные качества, свое духовное развитие. И даже если человек нагружен знанием, он должен бороться с искушением – демонстрировать, одерживать победы и каким-то образом искать выгоду.
Прабхупада лежал в расслабленной позе, и когда они вошли, сразу спросил первого: «Скажи, кто такой Бог?» Это было очень неожиданно для Дигвиджая, потому что, когда они собираются, то начинают с простых вещей. Как они обычно делают? «Один. Что такое один? Один Бог, например… Что, там еще один? Одна вселенная…» Надо объяснить – «один», ведическая математика. «Два, – говорят они. – Солнце и Луна, пары – руки, ноги…» «Три. Три гуны материальной природы…» Так они постепенно поднимаются до бесконечности. И когда наступает предел их познаниям, они говорят – это Бог. Но Бог есть и в одном, и в двух, и в трех, они не замечают этого. Они замечают тогда, когда наступает предел их познанию. Обычный человек, когда ударит гром, скажет: «Бог есть». А «цивилизованный» ответит: «Нет-нет, он просто не обучен». Он будет исследовать атомы и молекулы, но когда дойдет до предела, то скажет: «Да, похоже, что есть Бог». К этому выводу можно прийти очень просто, ничего не усложняя, но Дигвиджай должен усложнить. Такова природа ума.
Итак, Прабхупада не стал считать: «А, Б, В..» – «Кто такой Бог, скажи!» Это сбило с толку Дигвиджая – он только что пришел, еще не расположился, не было умственной разминки. «Ну, как Вы так сразу, Свамиджи, нельзя так сразу… Это необъяснимо… Не воспринимаемое…» – «Ну хоть что-то скажи, – говорит Прабхупада. – Не то, не то… Хоть что-то скажи, что это такое?» Он замолчал. «Не знаешь, – сказал Прабхупада. И обратился ко второму. – Может быть, ты знаешь, кто такой Бог?» – «Ну, это знаете, как волны в океане… как бесконечность… это нельзя объяснить…не то… не это…» – «Тоже не знаешь! – сказал Прабхупада. – Если не знаете, тогда молчите. Если вы не знаете, то должны слушать. Кто не знает – молчит, кто знает – говорит. Такое правило». На столе у Прабхупады стояла банка с расагулами. Это была гурукула, и мимо бежал какой-то ребенок. Прабхупада сказал: «Эй, мальчик, иди сюда!» Мальчик подбежал, Прабхупада засунул руку в банку с расагулами, и ребенок сразу увидел это. Прабхупада спросил: «Кто такой Бог?» – «Кришна!» Прабхупада дал ему расагулу. «Он знает, – сказал Прабхупада, – пусть говорит». Тут дигвиджаям стало совсем плохо: «Свамиджи, ну как же так можно – это же ребенок! Он, конечно, может сказать, что Бог – Кришна, но он же не знает, почему Он – Кришна! Он даже не знает, почему Он – Бог». И тут Прабхупада выпрямился и сказал: «Даже Бог не знает, почему Он – Кришна! А вы хотите, чтобы ребенок знал это? Но он, во всяком случае, знает, что Он – Кришна».
Из лекции
Чайтаньи Чандры Чарана даса
Киев, декабрь 2001г.