Три гуны материальной природы
Что это за силы, гуны материальной природы, как они проявляются и каково их влияние на жизнь человека?
Существует три гуны («гуна» — качество, модус, режим, верёвка) материальной природы:
• саттва-гуна — гуна благости
• раджо-гуна — гуна страсти
• тамо-гуна — гуна невежества
Кришна так описывает их в Бхагавад-гите 14.5:
«Материальная природа состоит из трёх гун — благости, страсти и невежества. Когда вечное живое существо входит в соприкосновение с материальной природой, эти гуны, о сильнорукий Арджуна, обуславливают его».
Весь материальный мир является порождением трёх гун, которые, смешиваясь между собой, порождают огромный спектр различных сочетаний. Так в материальном мире появляется огромное разнообразие, вызванное их влиянием. Эти три первоначальные качества можно сравнить с тремя основными цветами. Также как, смешивая три цвета — красный, синий и жёлтый — мы получаем бесконечную палитру цветов, так и взаимодействие трёх гун является источником бесконечного многообразия этого мира. Люди, не имеющие знания о трёх гунах, видят это огромное разнообразие, не замечая стоящих за ним трёх гун. Поэтому когда не имеющий знания человек сосредотачивает своё внимание на определенном объекте материального мира, пытаясь повелевать им, он привязывается к определённой комбинации гун и попадает под их влияние.
Каким же образом материальная природа обуславливает живое существо?
Материальная природа делает это, используя два вида энергий:
• пракшепатмика-шакти — стягивающая энергия
• аваранатмика-шакти — покрывающая энергия
Стремясь к счастью в материальном мире, обусловленное живое существо пытается наслаждаться различными материальными объектами. Так, сосредоточившись на одном из объектов, человек видит его внешнюю форму, не замечая трёх гун, из которых этот объект состоит. Подобно рыбе, которая заглатывает крючок, привлечённая нанизанным на него червяком, человек связывается определённым сочетанием гун, пытаясь наслаждаться этим объектом. Вначале стягивающая энергия стаскивает сознание человека до уровня оценки предмета. Далее три гуны, стоящие за ним, проникают в сознание человека и связывают его. Так человек привязывается к объекту. В этот момент покрывающая энергия затуманивает его сознание и заставляет человека чувствовать себя вполне удовлетворённым тем обусловленным положением, в котором он оказался. Хотя обычно на человека влияет комбинация из трёх гун, тем не менее, как правило, одна из гун преобладает над другими.
Как понять, что за гуна материальной природы больше всего влияет на человека?
Чтобы научиться распознавать влияние гун, важно знать их признаки. Кришна описывает их в 14 главе Бхагавад-гиты. Он начинает с описания гуны благости (Бхагавад-гита 14.6):
«Гуна, благости, о безгрешный, будучи чище других гун, просветляет живое существо и избавляет его от всех последствий грехов. Пребывающие под влиянием этой гуны привязываются к знанию и ощущению счастья».
Итак, гуна благости отличается следующими тремя признаками:
1. она чище других гун
2. она просветляет или дает знание
3. она избавляет от всех последствий грехов
Человек, находящийся под влиянием гуны благости, ведёт чистый образ жизни, обретает знание, которое не способны получить люди, находящиеся под влиянием страсти и невежества, и ощущает счастье, освобождаясь от груза грехов. Однако существуют 2 проблемы, которые приводят человека к деградации:
• привязанность к знанию
• привязанность к счастью
Привязанность к знанию порождает в человеке гордость и чувство превосходства над другими, а привязанность к счастью порождает желание любыми средствами сохранить свое положение. Так человек вовлекается в борьбу за существование, для которой характерна гуна страсти, и постепенно обуславливается ею.
Кришна описывает гуну страсти следующим образом (Бхагавад-гита 14.7):
«Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она, о сын Кунти, связывает воплощенное живое существо узами материальной корыстной деятельности».
Итак, гуна страсти отличается следующими двумя признаками:
1. Алчность — бесконечные желания, или непреодолимая жажда обрести то, чего живое существо не имеет.
2. Жадность — сильная привязанность живого существа к тому, что оно уже имеет.
В результате этого человек вовлекается в бурную деятельность и:
• привязывается к деятельности
• привязывается к плодам деятельности
Привязанность к бурной деятельности и ее плодам приводит к тому, что человек попадает в заколдованный круг этой деятельности, которая все время расширяется. Алчность заставляет его стремиться все к новым и новым вершинам. Так, связанный гуной страсти, человек начинает работать, не покладая рук, а его ум становится очень беспокойным. Постепенно накапливается сильная усталость и, желая как-то отдохнуть и отвлечься, человек отупляет себя, прибегая к помощи алкоголя и других одурманивающих веществ, проводит ночи в ночных клубах и т.п. Так он деградирует, попадая под влияние гуны невежества.
Кришна так описывает гуну невежества (Бхагавад-гита 14.8):
«Знай же, о сын Бхараты, что гуна тьмы, порожденная невежеством, держит все воплощенные живые существа в плену иллюзии. Её влияние проявляется в виде безумия, лени и сна, которые опутывают обусловленную душу».
Итак, гуна невежества отличается только одним признаком:
1. Она держит воплощенные живые существа в иллюзии
В результате влияния иллюзии человек становится:
• Безумным
• Ленивым
• Сонным
Связывая человека, гуна невежества опускает его на самое дно жизни, постепенно лишая его рассудка. Причём чем больше он погружается в невежество, тем больше усиливается влияние невежества на него («Чем больше спишь, тем больше хочется»). В результате человек всё больше и больше деградирует и опускается до адских форм существования.
Как видно из приведенного выше описания признаков гун, если человек не прилагает сознательных усилий чтобы возвышать своё сознание и лишь «просто живёт», он неминуемо вынужден будет деградировать, опускаясь всё ниже и ниже. Деградация же всегда сопровождается ощущением неудовлетворённости и несчастья. Таков материальный мир.