Что такое душа?
Когда ученые впервые расщепили атом, то величина и интенсивность освобожденной атомной энергии изумила весь мир. Бомбардируемый быстрыми заряженными элементарными частицами, крошечный атом высвобождал непостижимое количество энергии. Аналогично, при некоторых условиях атомарная душа, жизненная сила и сущность всех существ, являет энергию своей первоначальной природы. Но при обычных материальных условиях эта истинная природа души невидима и неизвестна для нас.
Описываемая в "Бхагавад-гите как она есть" как атомарная антиматериальная частица, душа, называемая на санскрите "atma", представляет гораздо более тонкую структуру, чем материальная энергия. Атомарная по своим размерам, душа является жизненной силой во всех живых существах, и источником энергии, поддерживающей их. Энергия этого атома пронизывает все тело человека и дает ощущение наслаждения или боли в каждой его части. Этот энергетический поток души и называется сознанием. И хотя мы не можем видеть душу, но о ее присутствии можно судить по присутствию в теле сознания. Иногда мы не видим солнца в небе из-за облаков, но свет солнца видеть легко. Аналогично, мы признаем присутствие души во всех телах – будь то человек, или животное, или растение, рыба или птица, – благодаря присутствию в них сознания. В момент смерти душа покидает материальное тело, поэтому мы не видим признаков сознания в мертвом теле. В “Бхагавад-гите” духовная душа описывается как "неразрушимая", "нерастворимая", "вездесущая" и "невидимая".
Мы узнаем также из “Бхагавад-гиты”, что каждая индивидуальная душа является "вечной фрагментарной частью" Кришны, т.е. Бога. Она наделена энергией благодаря ее связи с Богом, Высшей Душой. Душа изначально связана с Кришной, точно так же, как части тела связаны со всем телом. Поскольку душа – часть Кришны, то ее природа – служить Ему, точно так же, как рука служит телу, подавая пищу в рот в процессе еды. Когда душа выполняет свою естественную функцию, то ее природные качества проявляются все больше и больше.
Душа описывается в Ведах, как "промежуточная энергия", наделенная свободой выбора – служить или не служить Кришне, Богу. Когда душа не желает служить Богу, а действует независимо от Него, присущие ей духовные качества скрываются вследствие того, что она забыла об этих вечных отношениях.
Когда это происходит, душа выходит из-под влияния чистой духовной энергии (духовного мира) и, под влиянием материальной энергии, входит в физическое тело.
В своем изначальном, трансцендентном состоянии душа характеризуется тремя качествами. Первое из них – вечность, поскольку душа – составная часть Всевышнего Господа, а Он, согласно “Бхагавад-гите” – "нерожденный" и "неумирающий". Второе – душа полна знания, будучи частью Кришны, источника всей мудрости, который является всеведущим.
И, наконец, третье – душа блаженна, благодаря своей связи с Кришной, источником всего счастья и блаженства.
Как только мы осознаем природу души, мы начнем осозновать природу Бога. С помощью знания, даваемого в “Бхагавад-гите”, мы постепенно пробуждаем наши изначальные качества вечности, знания и блаженства. И лишь тогда мы сможем оживить наши забытые отношения с Кришной, Богом.