Интервью с Чайтаньей Чандрой Чараном дасом
МАРИАННА: Чайтанья Чандра Чаран, почему Вы так часто повторяете в своих лекциях и выступлениях о том, как важно правильно строить отношения? С чем связан такой приоритет?
ЧАЙТАНЬЯ ЧАНДРА ЧАРАН: Существует два вида знания – это гьяна и вигьяна. Гьяна - это знание услышанное или прочитанное, а вигьяна - это знание, воплощенное в жизнь. Например, я слышал, что нужно быть добрым, но как быть добрым со всеми не знаю. Мне известно, что нужно жить в мире с людьми, но непонятно как поддерживать мирные отношения с теми, кто имеют мнения и понимание, отличающиеся от моих. Поэтому важнее накопленной с избытком информации, умение строить взаимоотношения на практике. Накопленная информация без практики, развивает гордыню всезнайства. Подлинное знание проявляется в образе жизни человека. Это критерий.
Ученый человек может много помнить, а мудрый может правильно жить. Важнейшая наука жизни - это наука взаимоотношений.
МАРИАННА: Можно ли тогда попутно заключить, что человека, не сумевшего наладить отношения с другими, и особенно с близкими, нельзя считать, обладающим знаниями, хотя он может иметь много званий?
ЧАЙТАНЬЯ ЧАНДРА ЧАРАН: Да, но смотря что подразумевается под выражением "не сумевшего наладить отношения". Например, родственники могут стать агрессивны к вашей духовной практике, что вы живете не как все. В этом случае наладить отношения, означает вовсе не общаться близко.
МАРИАННА: Допустим, Вы убедили нас, что самая главная работа лежит в области отношений. В каком порядке Вы бы расставили приоритеты или с кем в первую очередь нужно налаживать отношения? родители, дети, супруги, друзья, сослуживцы, социум и т.д.?
ЧАЙТАНЬЯ ЧАНДРА ЧАРАН: Сначала отношения налаживаются с Богом и своей совестью. Нужно стать честным с самим собой. А когда человек освободится от желания использовать других людей в своих личных интересах, тогда он может начать правильно строить отношения с близкими людьми и сослуживцами.
МАРИАННА: Какое качество необходимо больше всего для тех, кто решил понять на практике науку о взаимоотношениях?
ЧАЙТАНЬЯ ЧАНДРА ЧАРАН: Умение слушать. Понимание другого человека зависит от того, насколько вы умеете его слушать, а поняв личность, можно установить правильные отношения, основой которых является мир. Также и по отношению к Богу. Если мы хотим понять Его, то нужно слушать о Нем из верного источника, тогда в результате у нас появятся взаимоотношения с Ним.
МАРИАННА: Какой самый первый шаг для практики Вы бы порекомендовали?
ЧАЙТАНЬЯ ЧАНДРА ЧАРАН: Сначала нужно попытаться понять, что все люди страдают в этом мире. Затем, чувствуя сострадание, появится возможность видеть скрытые причины этих страданий и помочь.
МАРИАННА: Расскажите, пожалуйста, как надо строить отношения со старшими, равными и младшими? (Вы говорили в своих лекциях, что старшим надо служить, с равными дружить, а о младших заботиться, а в чем разница между служением и заботой?)
ЧАЙТАНЬЯ ЧАНДРА ЧАРАН: Точнее говоря, старших нужно слушать и делать то, что они просят, с равными необходима дружба, а младшим нужна наша забота и внимание. Это различные формы служения, которые формируют любовь между людьми разного уровня. Как в семье могут присутствовать люди разных возрастов и характеров, но благодаря служению они могут поддерживать мир и взаимопонимание, также можно создать духовную семью на основе совместного служения Богу.
МАРИАННА: Не могли бы Вы объяснить, старший, младший или равный: это понятия возраста или что-то другое?
ЧАЙТАНЬЯ ЧАНДРА ЧАРАН: Шудра оценивает старшинство по количеству прожитых лет, вайшья по количеству богатства, кшатрий по количеству власти, а брахман по количеству знания. В общении с людьми нужно учитывать все четыре критерия, но главный критерий старшинства - это духовное знание.
МАРИАННА: Не могли бы вы вкратце объяснить нашим читателям кто такие шудры, вайшьи, кшатрии и брахманы?
ЧАЙТАНЬЯ ЧАНДРА ЧАРАН: Это различные типы людей, отличающиеся своими врожденными качествами. Например, природа брахмана - это интеллект. Отсюда его способность к наукам и обучению. Природа кшатрия – это умение руководить. Отсюда его стремление к власти и умение сражаться. Вайшья расчетлив и хитер, поэтому он занимается торговлей или ценными бумагами, и стремится к богатству. А шудра - прирожденный помощник, поэтому он рабочий.
МАРИАННА: А как определить количество духовного знания? Годы, богатство и звания и чины еще можно как-то посчитать, но как посчитать количество духовного знания?
ЧАЙТАНЬЯ ЧАНДРА ЧАРАН: Количество духовного знания не считают в каких-то единицах, потому что оно говорит само за себя. Также как в присутствии человека, наделенного большой властью, все организуется само собой, также и в присутствии просветленного человека все организуется так, что все начинают слушать и спрашивать, а он говорить. Например, Иисус Христос просто говорил, а все слушали и передавали его слова.
МАРИАННА: Давайте теперь на примерах из жизни попробуем попрактиковаться в полученных нами знаниях:
Пример № 1. Например, родители (старшие по возрасту) советуют своему ребенку бросить профессию к которой у него есть призвание, потому что она не дает много денег. Ведические писания рекомендуют работать в профессии, соответствующей нашей природе, даже, если она не слишком прибыльна и даже, если она не приносит очевидного внешнего успеха. Как быть в такой ситуации человеку? Как уважать и слушать старших, которые не обладают достаточными духовными знаниями, чтобы правильно направить его?
ЧАЙТАНЬЯ ЧАНДРА ЧАРАН: Человек имеет три платформы существования или самоуважения - физическую, умственную и уровень сердца. Пренебрежение старшими одной из них неминуемо вызовет конфликт. От старших требуется квалификация понимать младших на всех трех уровнях их самоуважения. Если старшие невежественны, тогда младший попадает в ловушку этикета, не получая пользы от принятия наставлений сверху. Естественно начинается конфликт. В этой ситуации, ребенку могут помочь другие старшие, которые беспристрастны и доброжелательны, а также должен оказать помощь духовный наставник.
Обычно мы принимаем наставления духовного учителя, а родителям, если они невежественны, выражаем почтение их положению, но глупость не принимаем.
МАРИАННА: Пример № 2. Например, наш начальник, у него больше власти, но он младше нас по возрасту. Кто кого должен слушаться?
ЧАЙТАНЬЯ ЧАНДРА ЧАРАН: Подчиненный всегда должен слушаться начальника. Таков административный закон. Например, если к вам на улице подойдет полицейский младше вас по возрасту, и потребует переставить машину в положенное место, то вы должны его слушаться. Однако, полицейский должен учитывать и уважать старшинство нарушителя.