Veda.Co.Ua     Энциклопедия 

Преданные и их родители

Страшно подумать, что пришлось пережить моей матери, когда я была ребенком! Она в одиночку кормила всю семью, состоящую из ее самой, нашей бабушки, меня и моей сестры, и одновременно старалась сделать карьеру. При всем при том, мать всегда беспокоилась о нашем будущем и билась над тем, чтобы мы получили хорошее образование. "Самое главное, что у тебя есть - это знания" - говаривала она, и вот в свои 17 лет я была напичкана книжками и учебой, но ни серьезных навыков общения с людьми, ни друзей у меня не было. И тут (наконец-то!) на горизонте появился первый парень, и я погрузилась в новые ощущения с
энтузиазмом новичка, сгорающего от нетерпения хлебнуть
самостоятельной жизни.

Что могло быть опаснее для моего светлого будущего? В голове матери сработали все системы сигнализации, и вскоре я оказалась под домашним арестом, мне строго-настрого запретили не то что встречаться с ним, но даже обмениваться записками. Мать не понимала меня и не верила. Война была долгой и мучительной. Она сражалась за свою дочь; я тоже cражалась, не столько за своего парня, сколько за свободу выбора, без которой любое "светлое будущее" теряло для меня всякую
привлекательность.

В возрасте 18 лет я встретилась с хиппи, и в один прекрасный летний день они рассказали мне о кришнаитской ферме на другом конце Польши. Заинтригованная, я решила туда съездить, несмотря на истерический протест матери. А может быть, именно из-за него? Преданные, их одежда и поведение показались мне странными. "Я бы скорее стала христианкой, чем одной из них", - думала я, и в то же время не могла не признать, что еда у них фантастическая, а мелодия киртана еще долго звучала у меня в голове, вместе со словами Маха-мантры.

Домой я заявилась через три дня. К этому времени мать изобрела новый способ вернуть меня к прибежищу у своих лотосных стоп... Она выгнала меня из дома. Я помню ее строгую фигуру в дверном проеме, и себя, на лестничной площадке, в хиповской одежде, посреди ночи. О, как же мне хотелось, чтобы за мной хотя бы осталось последнее слово! Сказать ей что-нибудь, на что ей нечего будет ответить. И я нашла эти слова.
"Харе Кришна!" - выпалила я и с победным видом сбежала вниз по
лестнице.

Если моя мать надеялась, что я вернусь на следующее утро,
раскаявшаяся и побежденная, то она очень сильно ошибалась. Я нашла прибежище у хиппи. Вскоре я уехала из родного города и поступила в университет. Я выбрала психологию, потому что именно в ней думала найти смысл жизни.

В течение следующих трех лет мать не оставляла попыток вернуть меня, но все было безуспешно. Я не приезжала и не писала ей писем. Когда она, в надежде силой вернуть меня домой, отказалась платить за мое обучение, я подала на нее в суд. Я становилась сильнее, она слабела.
Я, наконец, начала жить самостоятельной жизнью, но память о ней
осталась в сердце и не давала покоя.

Был декабрьский вечер, я сидела в своей комнате в общежитии,
удрученно размышляя о своем существовании, которое, похоже, вело меня в никуда... И тут в дверях комнаты возник молодой человек со стопкой книг. В этот раз все было иначе. Его слова были мне понятны. Я была готова к ним.

Как только я начала практиковать сознание Кришны, все постепенно встало на свои места. Однажды я сделала открытие: "Я больше не боюсь своей матери!" Вскоре я поняла еще кое-что: у меня есть причины быть ей благодарной - за мои навыки, знания, черты характера, воспитанные ею. Затем я впервые встретила своего духовного учителя и имела с ним прекрасную беседу - беседу на английском, который я хорошо знала... благодаря своей матери, благодаря усилиям, которые она прилагала чтобы заработать деньги на оплату уроков, благодаря ее настойчивости, побеждавшей мое нежелание: "Учи язык, в будущем тебе это пригодится!"

Странно, но теперь, спустя столько лет, я чувствовала благодарность.
Я чувствовала внутреннюю потребность отблагодарить ее, хотя бы просто выразить признательность. Подарить ей что-нибудь. Но что я могу ей дать, что у меня есть? А вдруг она спустит меня с лестницы? Я приготовила немного халавы, взяла Гиту, помолилась Кришне и поехала к ней. Когда я нажимала на кнопку звонка, ноги подкашивались от страха.
Она открыла дверь, и ее лицо расплылось в радостно-удивленной улыбке:
"Входи! Ты так давно не была дома!"

Она ела мою подгоревшую халаву, а я сидела, пораженная и переполненная чувствами. "Расскажи мне что-нибудь о вашей религии", попросила она, "Твоя сестра мне что-то говорила..." Она слушала внимательно и с интересом. "И я так благодарна тебе за английский!"

Теперь она - друг Кришны и всегда рада помочь мне и другим преданным.
Она больше не пытается мне указывать, где искать счастья. А я
преклоняюсь перед ее любовью и пониманием, перед ее способностью простить и принять. Мне стыдно за свою детскую жестокость. Неужели было так необходимо пройти через эту "тяжелую школу жизни"?

В каком-то смысле, мне повезло. Моя семейная война разгорелась до
того, как я приняла сознание Кришны, и как раз сознание Кришны
положило ей конец. Камнем преткновения был просто парень, обычный случай. Но все могло быть по-другому, если бы она началась из-за пугающей "чужеземной" философии, следуя которой молодые ребята должны вставать ни свет, ни заря, греметь тазами в ванной, целый день бормотать заклинания, обернув руку тряпкой, а под конец заявлять своим родителям: "Ты мне больше не мама, и зовут меня теперь не Ваня" или искать их описание на страницах Бхагаватам среди собак, свиней, верблюдов и ослов.

Родители, несомненно, составляют особую категорию людей, но в книгах Прабхупады не так много практических советов, как с ними общаться. Первым юным бхактой, встретившимся с неприятием и непониманием со стороны родителей, был Прахлада Махарадж. Его отца Хираньякашипу можно смело считать основателем антикультового движения, а его приспешников Шанду и Амарку - первыми депрограмматорами, которые так и не достигли
успеха, как, впрочем, и их нынешние последователи. В Бхагаватам мы знакомимся с четырьмя решительными брахмачари-Кумарами, которые смело отказались от предложения своего отца Брахмы обзавестись потомством. Брахма пришел в ярость, но они были непреклонны, и за это достойны всяческих похвал. Мы смеемся над чересчур привязанным Дакшей, который проклял Нараду Муни, когда мудрец направил всех его сыновей на путь
самоосознания. В комментарии Шрила Прабхупада с улыбкой пишет: "Праджапати Дакша проклял Нараду Муни, сказав, что хотя тот и путешествует по всей вселенной, он никогда не сможет оставаться на одном месте. Я нахожусь в парампаре, идущей от Нарады Муни, и тоже получил похожее проклятие. Я не могу оставаться долго в одном месте из-за проклятия родителей моих юных учеников..." (ШБ 6.5.43, комм.)

Где вы, счастливые времена Нарады и Дхрувы, которые могли просто отправиться в лес, забыв навсегда все материальные привязанности, питаться сухими листьями (не нужно просить денег у родителей) и через несколько дней или месяцев получить даршан Господа. Где в Бхагаватам встретишь родителей, грозящих судами или заваливающих жалобами президентов храмов? А как насчет того, чтобы запереть ребенка в комнате, дав ему только котлету, или привести его на обследование к психиатру, чтобы тот помог вернуть несчастного обратно к жизни, к телевизору, сексу и сигаретам? С другой стороны, есть ли в Бхагаватам
преданные, которые даже после многих лет практики бхакти-йоги
засыпают во время джапы или лекции? крадут деньги из храмовой кассы? или приходят в сознание Кришны, бросая жену и детей "в порыве отречения", чтобы через несколько лет найти новую жену среди преданных? Мы, как и наши родители, выросли в падшем обществе. По особой милости Господа Чайтаньи мы начали процесс преданного служения, хотя еще и не добрались, строго говоря, до уровня человека. Но не нужно думать, что мы можем стать святыми, не став сперва людьми.

В одной ятре за другой, по всему миру, ИСККОН проходит через трудный период борьбы с антикультовым движением. Это похоже на детскую болезнь, которую нужно перенести, чтобы получить иммунитет на всю жизнь. И нет в мире ни одной страны, где антикультовое движение начал бы кто-то, кроме недовольных родителей. Потому что родителям не все равно. Они привязаны к своим детям, неважно, считают ли это последние благом или злом.

Было бы слишком просто думать, что с родителями нужно общаться только для того, чтобы они не причиняли беспокойств нашему Обществу. Боль обычно указывает на то, что человек делает что-то не так. Как гласит народная мудрость, причина гораздо опаснее, чем последствия. Конечно, достаточно того, что если неправильно себя вести, родители будут создавать проблемы. Но улучшив отношения с ними, мы обретем нечто большее, чем просто перемирие. Может быть, наши взаимоотношения
с родителями могут как-то повлиять на нашу духовную жизнь? А как насчет их духовной жизни?

Кто для нас родители? Препятствие на пути самоосознания, которое нужно преодолеть? Или преследующая нас память о постыдном прошлом, которое надо как можно скорее забыть, как страшный сон?

"Сынок, почему ты больше не куришь? Почему бы тебе не посмотреть телевизор, не встретиться с девочкой, не выпить и не жить, как живут нормальные люди?" - сокрушалась мать, когда ее сын начал карьеру отреченного проповедника-брахмачари. Через пару лет, когда он влюбился в серьезную брахмачарини из своей проповеднической группы и женился на ней, мать встретила эту новость со слезами экстаза на глазах: "Я так об этом молилась!"

А может быть, они просто падшие души, которые попадут в ад, если мы не
спасем их своей проповедью? Да, пожалуй, их-то как раз сознание Кришны
действительно интересует. В этом смысле они сильно отличаются от
людей на улице, которые слишком заняты, чтобы даже взглянуть на
книгу и отмахиваются от проповедника нетерпеливым "нет
времени". Даже если они это не проявляют, нашим родителям совсем не
все равно. По крайней мере, большинству родителей. Они хотят знать,
"что все это значит". Но когда мы начинаем им проповедовать, то
сталкиваемся со многими неожиданностями. Они - не кроткие овечки.
Вместо того, чтобы со смирением вопрошать об Абсолютной Истине, они
словно под микроскопом разглядывают наши мотивы. В поисках правды о
нашем движении они будут обращаться к кому угодно - к соседям,
священникам, газетам - но не к нам. А если они все же спрашивают
что-то у нас, то упрямо отказываются принимать наши слова буквально.
Они находят в них все - за исключением сознания Кришны. "Ага, значит
ты хочешь стать необразованным и безработным тунеядцем? А где ты
деньги будешь брать? А что, если ты заболеешь? Как ты будешь кормить
свою будущую семью?" Не пытайтесь объяснить, что "все придет по
милости Кришны", для них это - не аргумент.

Родители зачастую глубоко погружены в иллюзорные представления о том,
что мы - их собственность и находимся у них под защитой. "Тот, кто
отождествляет себя с инертным телом, состоящим из желчи, слизи и
воздуха, кто считает свою жену и семью вечно принадлежащими ему... -
такой человек ничем не лучше коровы или осла", - говорит Господь
Кришна (ШБ 10.84.13). И все же, давайте не будем торопиться объявлять
привязанность к нам наших родителей майей. Шрила Прабхупада говорил,
что из всех видов материальных привязанностей любовь матери к своему
ребенку является самой чистой. Она наиболее точно отражает духовную
любовь, потому что она самая бескорыстная.

К сожалению, в наш падший век такую удивительную нежную материнскую
любовь встретишь нечасто. Все больше раздоров, семьи разрушаются, а
те, что сохранились, не находят гармонии и понимания. И все же, мы не
должны клеймить привязанность к нам наших родителей. Это может помочь
им в духовной жизни. Господь Капила говорит: "Каждому, кто обладает
знанием, хорошо известно, что привязанность к материальным
удовольствиям заковывает духовную душу в кандалы материального
рабства. Однако, если у живого существа развивается такая же
привязанность к общению с осознавшими себя преданными, перед ним
распахиваются врата освобождения". (ШБ 3.25.20)

Даже если мы пока не стали осознавшими себя преданными, мы можем
помочь своим родителям. Проповедь родителям - непростое дело, потому
что мы должны проповедовать больше своим поведением, нежели словами.
Родителям, которые жаловались на плохое поведение своих детей,
связывая его с сознанием Кришны, я обычно писала: "Преданные Кришны
учатся быть совершенными в своем поведении. Если ваш ребенок серьезно
относится к сознанию Кришны, вы увидите, как он постепенно изменится
к лучшему. Если этого не произойдет, вы можете сделать вывод, что он
не очень серьезен в сознании Кришны".

Преданный должен знать, как общаться с родителями, оставаясь на
духовном плане и в то же время не нарушая правил и традиций,
основанных на телесных отношениях. Мы не можем использовать свои
отношения для проповеди, если сами же их разрушаем. Отношения
родителей и детей интимны, и потому наша проповедь должна быть очень
личностной. Преданный, чтобы поучать тех, кто считает себя его
старшими родственниками и учителями, должен обладать признаками
садху, такими как терпение и искреннее сострадание, которое поможет
ему не терять самообладания даже в самых трудных ситуациях. Он должен
знать писания, но убедительно представить сознание Кришны он не
сможет, пока его теоретическое знание не принесет плода духовного
осознания. Ему следует знать, как применять учение согласно принципу
деша-кала-патра. Все эти качества сильного проповедника можно увидеть
у мадхьяма-адхикари. Каништха-адхикари, напротив, отличается скудным
запасом знаний о том, как общаться с преданными и с другими людьми.

ДУХОВНЫЙ ПРОГРЕСС НАЧИНАЕТСЯ СО ШРАДДХИ

Без шраддхи (веры) не может быть садху-санги. Другими словами, наши
родители не примут от нас проповедь, если они нам не доверяют. Пока
они не смогут понять наше поведение, мотивы и ценности, им не
захочется принять наши слова. Сложность заключается в том, что они
судят о нас по СВОЕЙ шкале ценностей, которая обычно очень
материалистична, и в результате, если мы не преследуем материальных
целей, они считают нас неудачниками в жизни. Даже Господу Чайтанье
пришлось принять санньясу в секте Маявади, только чтобы пробудить в
падшем обществе шраддху.

Конечно же, мы не предлагаем идти на компромисс в отношении основных
принципов, однако есть вещи, которые могут помочь нашим родителям
развить шраддху. Ниже приводится несколько советов, которые я собрала
из опыта разных преданных.

БУДЬТЕ ПОЧТИТЕЛЬНЫ

Преданные с почтением относятся ко всем живым существам, понимая, что
Верховный Господь пребывает в их сердцах в образе Параматмы. Кроме
того, у нас есть отдельная причина уважительно относиться к своим
родителям: для того, чтобы вырастить ребенка, требуется приложить
немало усилий. Мы в долгу перед ними, и не нужно торопиться
цитировать известный стих "деварши-бхутапта-нрнам-питринам" из
Одиннадцатой песни Шримад-Бхагаватам (сноска: 11.5.41 полный текст и
перевод). Имейте в виду, что речь в нем идет о чистых преданных. Тем
же, кто еще слишком материалистичен, пракрита-бхактам, никогда не
рекомендуется пренебрегать выполнением своих обязанностей в обществе.
Это подтверждает Шрила Прабхупада в комментарии к Бхагавад-Гите
(2.38), перед тем, как процитировать вышеупомянутый стих:

"Тот, кто действует для собственного наслаждения чувств, в благости
или в страсти, пожинает плоды своих действий, либо хороших, либо
плохих. Но тот, кто полностью посвятил себя деятельности в сознании
Кришны, уже никому ничем не обязан, и не является ничьим должником,
в отличие от обычного человека".

Почтение к родителям является одной из основ ведической культуры. В
1966 году, когда в храм на церемонию посвящения Брахмананды Прабху
пришла его мать, Шрила Прабхупада попросил его поклониться ей. Он
всегда говорил преданным, живущим в храме, чтобы они регулярно писали
письма родителям.

Af0-BaSwhLI