Veda.Co.Ua     Энциклопедия 

6 Ступеней изучения шастр

Баладева Видьябхушана

Именно этот метод анализа текста позволяет очень глубоко понять и держать в уме смысл священных писаний.

1. Упакрама, упасамхарана - это то, с чего текст начинается и то чем он заканчивается. Упакрама и упасамхарана в хорошем произведении одинаковы. Хороший текст должен кончаться тем, с чего он начинался. В начале тема должна быть заявлена, явно или подспудно - в конце она должна быть полностью раскрыта, завершена, должен быть подведен итог.

Когда вы анализируете какой-то текст, сначала нужно посмотреть, с чего он начинается и чем заканчивается. Тогда появится более или менее ясное представление о теме этого текста.

2. Абьяса - повтор.

Посмотреть, что постоянно повторяется так как, если автор хочет донести какую-то мысль до нас, то он будет ее повторять.

Предположим, что вы не понимаете, о чем вообще идет речь, это какой-то сложный текст, нужно посмотреть начало и конец и найти повторы. Каким образом через повторы автор раскрывает тему?

 

3. Пхала – плод, к чему это все приведет, что обещают в конце.

Нужно проанализировать или найти, где автор говорит, а что вы собственно получите из этого.

4. Артхавада – полезность.

Если задается какая-то тема, то она тоже должна раскрываться в этом тексте через артхаваду.

Что будет, если у меня не будет этого и что будет, если у меня это будет, то есть, полезность предмета обсуждения и губительность в его отсутствии.

5. Апурвата - это особенность или нечто необычное, то что привлекает наше внимание в самом тексте, какой-то странный неожиданный поворот мысли, нечто новое.

Через какой-то новый поворот автор раскрывает свою мысль.

6. Упапати - логическое доказательство.

Каждый текст должен иметь определенную логику, определенное логическое доказательство. В начале есть декларация, затем она доказывается.

Можно применять эту систему к одному конкретному стиху или ко всему тексту, но это то, что помогает, в конечном счете, привести все в очень четкую систему. Понять, что до нас хотят донести.