Veda.Co.Ua     Энциклопедия 

Что такое йога?

Одно из имен Бога – Йогешвара – означает “Повелитель йогов”. В «Бхагавадгите» Йогешвара, Кришна, описывает различные уровни йоги.
Если человек является грубым материалистом и не интересуется ни душой, ни Богом, ему рекомендуется система хатха йоги.Практикуя определенные асаны (физические упражнения) и пранаяму (дыхательные упражнения), он сможет достичь физического совершенства, успокоить ум, а затем понять, что развитие тела – это еще не совершенство жизни. Многие думают, что заниматься йогой – значит уметь лежать на гвоздях или стоять на голове. Конечно, достижения такого рода производят впечатление на неискушённую публику, но на самом деле это только ‘разминка’ на пути восхождения к цели.
На более высокой ступени лестницы йоги находятся майавади, которые стараются услышать неслышимое (внутренний звук ом) и слиться с невыразимым (сиянием брахмана). Такая практика, называемая джнана йогой, позволяет душе осознать вечность своего бытия.
На вершине этой лестницы находится духовная йога (бхакти йога), путь преданности личностному Богу. Она предназначена для тех, кто готов идти к цели (домой, к Богу). В «Бхагавадгите» есть такие слова (6.47):
"Из всех йогов тот, кто с великой верой всегда пребывает во Мне, думает обо Мне и служит Мне с любовью и преданностью, тот теснее всех связан со Мной и в йоге превосходит всех. Таково мое мнение".

В древности человек мог проходить через все ступени йоги, чтобы в итоге достичь уровня бхакти йоги: через карма йогу (бескорыстную деятельность), джнана йогу (медитацию на безли-кий Абсолют) и аштанга йогу (мистический поиск Сверхдуши в сердце).
В Калиюгу, эпоху духовной деградации, люди, в большинстве своем, не способны подниматься по лестнице йоги. В наше время трудно найти даже одного человека, который был бы способен на суровую жизнь отшельника и воздержание от половой жизни, как того требует любая древняя система йоги. Традиция бхакти гласит, что из милосердия к людям нашей эпохи пришёл Шри Чаитанйа, чтобы дать авторитетную систему бхакти йоги, пригодную для всеобщего применения. Эта система получила название санкиртана, что означает “совместное прославление Господа и воспевание Его священного имени”.
Движение санкиртаны, начатое Чаитанйей пятьсот лет назад, открыло доступ к духовным вершинам не только брахманам (людям, принадлежащим к сословию священнослужителей), но и простым людям, что было неслыханно для косной кастовой системы средневековой Индии. Однако брахманы не хотели противостоять авторитету Чаитанйи и, главное, Божественной любви, исходившей от его личности. Биографы того времени утверждают, что в движении санкиртаны участвовали выдающиеся общественные деятели, и даже цари некоторых государств Индии. Такая популярность эзотерического учения бхакти среди мирян – явление единичное в истории. Те, кто верит в Божественность Чаитанйи, объясняют его успех тем, что, когда Всевышний Господь нисходит в материальный мир, Он не подчиняется условиям этого мира, даже когда играет роль человека. Никто не может воспрепятствовать осуществлению Его замыслов, хотя обязательно находятся демонически настроенные люди, пытающиеся сделать это. Деятельность Всевышнего Господа называют лилой (игрой) – поскольку понять её до конца не могут ни люди, ни боги. Известно лишь то, что лила Господа дарует освобождение всему миру.
Практика йоги заключается в пробуждении души от невежес-тва. Спящего человека можно разбудить, назвав его по имени. Согласно философии бхакти, нечто подобное происходит с душой, когда произносится священный звук имени Бога. Духовная вибрация, будучи наиболее тонкой энергией, способна проникнуть через осквернённые тамо гуной материальные оболочки ума, разума и ложного эго, и пробудить дремлющие силы души. Личностное обращение к Господу (Его имя) на санскрите называется нама. Имена Господа могут быть известны нам из священных писаний, но когда их произносит тот, у кого есть бхакти, можно ощутить, что они нематериальны. Материальный звук отличается от духовного звука тем, что быстро надоедает. Ум начинает бунтовать, если всё время повторять одно и то же. Духовный звук при постоянном повторении нравится нам всё больше и больше.
Авторитетная практика йоги в эту эпоху, санкиртана, технически очень проста. Она включает в себя два аспекта.
1. Можно прославлять Бога в песнях преданности вместе с друзьями, используя различные музыкальные инструменты. Эти песни можно либо сочинять самим (если у нас есть бхакти), либо петь то, что сочинили святые прошлого. Такая практика на санскрите называется киртаном.
2. Существует также молитвенная практика, называемая джапа медитацией. Во время джапа медитации используются чётки, состоящие из 108 бусин, на каждой из которых негромко произносится махамантра, сокровенная молитва Вед.
Слово махамантра переводится как "Великая песнь освобож-дения души". Её постоянно повторял и пел сам Шри Чаитанйа. Научиться правильному произнесению махамантры можно на практических занятиях по бхакти йоге, которые проводят последователи традиции Чаитанйи. Во время джапа медитации произносятся также и другие ведические мантры, но главную роль в практике играет махамантра. Духовное могущество махамантры заключается в том, что она является обращением к Кришне и Радхе, Отцу и Матери всего живого. Отец может относиться сурово к своему сыну, который ведёт себя неправильно, но мать готова простить ему всё и всегда будет заступаться за него перед мужем. Махамантра считается в Ведах самым действенным обращением к Богу, поскольку происходит не прямо, но через Его милосердную половину, Радху. Такова авторитетная духовная практика в Калиюгу. Именно Радха наделяет дживу даром священной любви (бхакти). Биографы Шри Чаитанйи утверждают, что он проявлял исключительное милосердие даже к самым падшим людям. Объяснение этому, которое даёт традиция Гаудия вайшнавов таково, что Чаитанйа – это Кришна, который разделяет чувства Радхи. Мы можем видеть, даже на материальном плане, что когда мужчина пытается понять чувства женщины, он становится более снисходительным.
В системе бхакти йоги имеет также большое значение предложение Господу даров. Это ещё один естественный способ (наряду с обращением к Нему по имени) установления отношений между двумя личностями – дживой и Богом. Люди, находящиеся в низких гунах, обычно склонны просить что-то у Бога. Это естественно, так как дети должны во всём зависеть от родителей.
Но если мы действительно хотим повзрослеть (в духовном смысле), мы должны научиться служить Богу. Поскольку Всевышний Господь (Вишну) является покровителем саттва гуны, Ему можно предлагать только то, что имеет природу благости: свои хорошие дела, красивые цветы, приготовленную нами пищу. Всё, что посвящается Господу с любовью преданным Ему человеком, приобретает духовные свойства и называется прасадом – милостью Бога.
О питании в системе бхакти йоги следует сказать особо. Согласно Ведам, "Человек есть то, что он ест". Совершенное питание заключается не в том, чтобы просто придерживаться вегетарианской диеты. Хотя такая диета основана на саттва гуне (что важно для грубого и тонкого тела), в ней отсутствует духовная энергия, пища души. Поэтому традиция бхакти учит тому, что приготовленные вегетарианские блюда сначала нужно предлагать Богу. Такая пища освобождает человека от кармы и насыщает его не только телесно, но и духовно. В Индии до сих пор люди, приходя в храмы, стараются заполучить прасад: цветочную гирлянду, которой было украшено Божество, или пищу, которая была Ему предложена. Секрет прасада Кришна открыл ещё 5000 лет назад в «Бхагавадгите» (9.26):
"Если человек предложит Мне с любовью и преданностью цветок, плод или немного воды, Я приму его подношение".

Бхактиведанта Садху Свами

5NiybvtdU9I