Veda.Co.Ua     Энциклопедия 

Истории

Истории о Гавардхане

Однажды Нанда Махараджа спросил у своего брата Сананды:

Откуда Говардхана взялся на Голоке Вриндаване?

Сананда ответил:

Нарада Муни уже рассказывал об этом Бахулашве. Кришна проявил Вриндаван и всё Своё окружение из разных частей Своего тела. Говардхана изошёл из Его груди.

Как-то раз, когда Кришна был с гопи на лугу танца раса, Радхика бросила на Него взгляд из уголков глаз и сказала:

О Властелин всех миров, если Ты доволен Моей любовью в танце раса, то исполни одну Мою просьбу.

Кришна ответил:

Моя дорогая пышнобёдрая подруга, проси, чего душа желает.

Радха попросила:

В великолепном лесу Вриндаване, в уединённом месте у берега Ямуны, пожалуйста, устрой новое место для блаженного танца раса.

Кришна кивнул и замер в медитации. Своими лотосоподобными глазами Он заглянул Себе прямо в сердце. Тут Радха и все окружавшие Её гопи увидели, как любовь Кришны к Радхике вырвалась из Его груди в виде потока огня и воды, подобно тому, как молодой росток пробивает землю и выходит наружу. Упав на луг, эта олицетворённая любовь превратилась в гигантскую гору со множеством пещер, быстрых ручейков, деревьев кадамба, ашока, бакула, цветущих лиан, птиц и зверей. В мгновение ока гора стала 800 тыс. миль в ширину, 8 млрд. миль в длину и 4 млрд. миль в высоту. Она напоминала ещё одного Ананта-Шешу, горные пики возвышались на 180 млн. миль. Ещё эта гора напоминала громаднейший замок с золотыми куполами.

Одни стали называть её Говардханой, другие Шаташрингой, т.е. “Сто вершин”. Гора взметнулась так высоко, как только могла. Она стремительно росла в размерах, и все, видевшие эту немыслимую картину, переполошились и закричали. Господь Кришна, не медля ни секунды, пришлёпнул её сверху ладошкой и сказал:

Что это ты разошлась, заполнила всё Моё царство! Ану-ка прекрати!

Так Кришна остановил её безудержный рост. Удивив Радху, Он сиял от счастья, и та теперь была очень довольна. Божественные возлюбленные много раз наслаждались играми в пещерах этой горы. Так Господь Кришна проявил холм Говардхану, тёмный, как и Он Сам и вмещающий все святые места.

Нанда спросил:

А как Говардхана попал в Гокулу Вриндавану?

Сананда ответил:

Раньше Махараджа Панду задал этот же самый вопрос деду Бхишме, и тот рассказал следующую историю.

Как-то раз на Голоке Вриндаване Кришна попросил Радху явиться на Земле. Она сказала, что если там не будет Враджи с любимыми холмом Говардханой и рекой Ямуной, то не видать Ей счастья. Кришна заверил Её, что уже повелел им низойти на Землю.

На западе Бхарата-варши, в области под названием Салмали-двипа жена Нанда Дроначалы, одного из горных хребтов в Гималаях, родила холм Говардхану. В этот день полубоги сыпали цветочный дождь, а все олицетворённые горы во главе с Гималаями и Сумеру пришли выразить ему почтение. Они обошли вокруг него, поклонились, вознесли молитвы и приняли Говардхану своим царём, сказав:

Ты явился с изначальной Голоки Вриндаваны и ты — драгоценность Враджи.

Затем они удалились.

В Сатья-югу великий мудрец Пуластья Муни путешествовал по святым местам и однажды увидел на своём пути прекрасный холм Говардхану, на котором было множество пышных цветов, лиан, деревьев, рек и пещер, птиц и животных. Мудрец тут же привлёкся его красотой и почувствовал, что такой холм способен даровать освобождение. Он отправился к Дроначале и сказал, что в его обители Варанаси, являющейся также и обителью Господа Шивы, протекает Ганга, но такого изумительного холма не сыскать. Мягкими речами он пытался выпросить у Дроначалы Говардхану, чтобы совершать аскезы на его вершине. Отец расстроился, предчувствуя неминуемую разлуку с сыном, Говардхана же поспешно согласился, чтобы уберечь отца от гнева и проклятия мудреца. Муни решил лететь к себе домой с помощью мистической силы, держа холм на ладони. Говардхана согласился с условием, что если тот положит его где-нибудь по дороге на землю, то больше не сможет поднять.

Как-то вечером Пуластья пролетал над Вриндаваном. Говардхана подумал, что здесь он сможет дождаться явления своего дорогого Господа Кришны. Своей мистической силой он повлиял на мудреца, и тот почувствовал сильную потребность помочиться. Он положил холм на землю, удовлетворил потребность, а вернувшись, не смог сдвинуть его и на йоту. Тогда он рассердился и проклял его на ежедневное погружение в землю на размер горчичного зерна. В то время, в Сатья-югу, Говардхана был 64 мили в длину, 40 — в ширину и 16 — в высоту. Сейчас его высота примерно 25 метров, а через 10 тыс. лет Кали-юги он и вовсе исчезнет.

В Двапара-югу Господь лично показал, что холм Говардхану нужно воспринимать и поклоняться, как Ему Самому. Говардхане поклоняются как Радхе с Кришной, а также как Их великому преданному. Таково уникальное положение этой личности. В таком качестве ему поклоняются Сам Господь Кришна и Его преданные.

Как же мудрец Пуластья мог проклясть такую могущественную личность?

Дело в том, что Говардхана всё ещё страстно хотел расшириться от блаженства, и поэтому Господь Кришна устроил так, чтобы он стал меньше для проведения Своих игр на нём. Если бы он был огромный, как Радха с Кришной ходили бы по нему? Было бы очень странно видеть, как Они штурмуют ледники. Кроме того, внутренней причиной исчезновения холма является жгучее чувство разлуки с Кришной после Его ухода. У Говардханы нужно учиться памятованию о Кришне и чувству глубокой разлуки с Ним. Пока Ямуна и Говардхана будут видны, Кали не сможет развернуться во всю силу.

Говардхана стал терпеливо ждать Господа.

В Трета-югу Господь Рамачандра строил мост на Ланку. Ему помогали полубоги, явившиеся на Землю в образах обезьян, медведей и других животных и птиц. Обезьяны и медведи срывали пики гор, выворачивали огромные валуны, писали на них имя “Шри Рам” и бросали в океан, складывая мост, как мозайку. Благодаря божественной силе написанного на них святого имени, камни не тонули, и по ним можно было смело ходить. Белки тоже в меру своих сил помогали строительству. Они переносили гальку. Животные-великаны засмеяли их и хотели прогнать, чтобы не путались под ногами, но Господь Рама отчитал гордецов и милостиво погладил белок по спине, оставив пальцами три светлые полосы. Эти полосы были в память о том, что даже за небольшое служение Богу, согласно наставлениям священных писаний, духовного учителя и святых мудрецов, Господь одаривает Своей беспричинной милостью.

Хануман полетел на поиски новых камней, поскольку поблизости ничего подходящего не осталось. Увидев Говардхану, он попытался поднять его, но из этого ничего не вышло. Тогда он понял, что перед ним великий преданный Господа. Хануман почтительно обошёл вокруг него, прославил молитвами и попросил послужить Господу Раме, чтобы убить демона Равану.

Говардхана опять согласился лететь на ладони, но как только Хануман оторвал его от земли, раздался громкий звук раковины, оповещавший о том, что мост построен и начинается штурм Ланки. В спешке Хануман выронил холм на землю и тот растрескался. Говардхана успел попросить его замолвить за него слово перед Рамачандрой, поскольку был очень разочарован потерей возможности служить своему господину. Через некоторое время Хануман вернулся с ответом:

Господь очень доволен тобой, но ты наберись терпения и, памятуя о Нём, дождись Его явления во Врадже.

Услышав это, Говардхана был несколько успокоен.

 

Явление холма Говардхан в материальном мире

Говорится, что холм Говардхан является самым лучшим из слуг Господа. Этот холм удовлетворяет Господа наилучшим образом. Почему так? Потому что этот холм, на самом деле, не является частью материального творения. Когда Господь, пребывая в духовном мире, чтобы избавить Землю от бремени тяжёлых грехов, совершаемых демоническими существами, собирался прийти в этот мир в Своей изначальной форме как Кришна, Он пригласил с собой Свою вечную половину – Шримати Радхарани, чтобы она пришла вместе с Ним. Но она сказала: «Как я могу прийти в материальный мир? В материальном мире так неуютно, там так холодно и так скучно. Я не пойду туда, если там не будет нашего привычного окружения. Я не пойду, если там не будет реки Ямуны и холма Говардхан.» И тогда Господь сказал: «Я уже устроил все таким образом, чтобы холм Говардхан нашел там свое место, и река Ямуна также». 

Рождение Гирираджа / Говардхана

Нам трудно понять и принять это, но ведические писания говорят, что такие грандиозные объекты, как земля, горы, реки являются личностями. Земля-мать, корова-кормилица, так же и реки, и горы, - за всеми этими грандиозными явлениями стоят полубоги. Т.е. за каждой этой внешней формой – рекой, которая течет, или горой, самой высокой или маленькой, стоит определенный полубог, который обеспечивает жизнь этого явления.

И вот в очень давние времена, в период Сатья-юги, на западе Бхарата-варши у одного из горных хребтов в Гималаях по имени Нанда Дроначала родился сын, которого назвали Говардхан или Гирирадж, что означает «царь гор». Он был действительно прекрасен, лучшим из гор, со своими долинами, пиками, деревьями, своими различного рода удивительными растениями и красивыми камнями, Гирирадж превосходил своей красотой абсолютно всех. Полубоги почтили новорожденного Гирираджа, осыпав его дождем из цветов. Также все олицетворённые горы во главе с Гималаями и Сумеру пришли выразить ему свое почтение. Они обошли вокруг него, поклонились, вознесли молитвы и приняли Говардхану своим царём, сказав: «Ты явился с изначальной Голоки Вриндаваны и ты - драгоценность Враджи». Затем они удалились. 

И как-то раз, во время своего путешествия, в гости к Дроначале пришел великий мудрец, Пуластья Муни. Он сказал, что в его обители Варанаси, являющейся также и обителью Господа Шивы, всё прекрасно и там протекает полноводная река Ганга, но такого изумительного холма с множеством пышных цветов и красивых деревьев, пещер и рек, птиц и животных, там нет. И он подумал: «Было бы хорошо, если там был этот холм, и на его вершине я мог бы сидеть в медитации и совершать свои аскезы.» И он очень мягко обратился к Дроначале с просьбой, чтобы тот позволил своему сыну, Гирираджу, пойти с ним. О, как Дроначала разгневался на Пуласью Муни. Но Гирирадж, желая загладить это разногласие, и не желая, чтобы Пуласья Муни проклинал его отца, попросил отца позволения пойти с мудрецом. Затем он обратился к мудрецу: «Но как ты меня заберешь, Пуласья Муни?». «Не беспокойся, - ответил мудрец, - я тебя донесу». И Гирирадж согласился пойти с ним, но с одним условием: в том месте, где Пуласья Муни опустит его первый раз на землю, он там и останется, и его не смогут больше поднять.

В те времена люди обладали большими мистическими способностями. Пуласья Муни поднял Гирираджа своей правой рукой и поплыл в небе с этой горой. Уже вечерело, в то время они пролетали над Вриндаваном. И в этом месте Говардхан, как и всякое живое существо, испытал огромное желание встретиться с Кришной. Он подумал, что здесь он сможет дождаться явления своего дорогого Господа Кришны. И своей мистической силой он повлиял на мудреца так, чтобы тот почувствовал сильную потребность помочиться. Он положил холм на землю, удовлетворил потребность, а вернувшись, не смог сдвинуть его и на йоту. Холм не позволил поднять себя. И Пуласья Муни разгневался на гору и проклял Говардхана, сказав: «За это ты каждый день будешь уходить под землю на величину горчичного семени».

В те времена, в Сатья-югу, Говардхана был 64 мили в длину, 40 миль - в ширину и 16 - в высоту. Сейчас его высота уже примерно 25 метров, а через 10 тыс. лет Кали-юги он и вовсе исчезнет. Но для людей Кали-юги то, что холм становится меньше - это благословение, иначе люди просто не смогли бы обойти Его (сейчас холм 24 км в окружности). Теперь мы можем обойти его за один день, оказать Ему почтение. 



Говардхан – лучший из преданных Господа Кришны

Итак, Гирирадж остался там ждать Господа. Эти события происходили миллионы лет тому назад, в сатья-югу.

А в трета-югу, когда на земле был Господь Рамачандра, он сражался с демоном Раваной, который жил на Ланке. И он должен был построить мост от материка до острова Ланки, для того, чтобы можно было перейти туда со своим войском, которое состояло из ванаров, необычайно великих и могучих обезьян и медведей. Ванары строили этот мост из камней, принося и бросая огромные каменные глыбы в воду. И благодаря божественной силе имени Господа Шри Рамы, написанного на камнях, они не тонули, а плавали. Таким образом строился этот пантонный мост. И каждый работал там по своим возможностям, и медведи, и белки – все вносили свой вклад. И Хануман, великий преданный Господа Рамы, который был очень могучим, тоже трудился вместе со всеми. Он вырывал из земли целые горы и бросал их в океан.

И в поисках таких гор он увидел Гирираджа, и попытался вырвать из земли эту гору. Но у него ничего не получилось. Хануман был способен вырывать из земли горы намного большие по размеру, чем эта. Но не сумев поднять Гирираджа, он понял, что это какая-то особая гора, особенная личность.

Тогда он выразил почтение холму Говардхану и смиренно попросил его: «Мой господин, Господь Рама строит мост на Ланку для того, чтобы победить демона Равану. Не согласишься ли ты милостиво послужить окончанию этого моста – там немного не хватает…» И тогда Гирирадж, желая увидеть Господа Раму, согласился отправиться туда с Хануманом. Хануман поднял его и бросил в океан, но в это время голос с неба сообщил им, что мост уже достроен. И расстроенный Гирирадж думал: «Как же я увижу Господа? Я потерял шанс увидеть Господа Раму». Но Хануман успокоил его, сказав: «Подожди. Я полечу туда, но потом вернусь. Я обязательно сообщу Господу Раме, может, он придет и остановится на твоих склонах.»

Через некоторое время Хануман вернулся и сообщил Гирираджу, что Господь Рама очень удовлетворен им. Он также сказал, что в Двапара-югу он придет сюда в своей изначальной форме как Господь Кришна. «Он придет как Кришна, и как ребенок будет бегать на твоих склонах, наслаждаться плодами с твоих с деревьев, будет проявлять свои игры здесь».

Итак, Гирирадж ждал Господа Кришну. И он дождался Его, когда Господь 5000 лет назад пришел как Кришна в облике мальчика-пастушка.

1213807