Шалаграма-шила: Господь в камне
...Господь Хари продолжал: «Я же, по слову твоему, о Туласи, стану камнем на берегу реки Гандаки. Миллионы червей ваджракита будут делать кольца или другие знаки на этих олицетворяющих Меня камнях. Камни эти станут известны как шалаграмы или священные камни.
Камни с одним углублением, четырьмя кольцами, отмеченные гирляндой диких цветов, подобные свежему грозовому облаку, будут известны как мурти, или образы, Лакшми-Нараяны.
Точно такие же камни, но без знака гирлянды, получат имя чакр Лакшми-Джанарданы.
Камни с двумя отверстиями, четырьмя кругами и отпечатком в виде коровьего копыта, но без знака гирлянды, именуются чакрами Рагхунатхи.
Мелкие камешки цвета грозового облака с двумя кольцами и без знака гирлянды будут зваться чакрами Ваманы. Они даруют благо семейным людям.
Такие же камешки, отмеченные гирляндой, получат имя Шридхара-чакр. Они принесут в дом процветание.
Большие круглые камни с двумя кольцами и без знака гирлянды станут известны как Дамодара-чакры.
Камни средней величины с двумя кольцами и со знаками стрел—Рана-рама-чакры.
Камни средней величины с семью кольцами и со знаками зонтика и украшений будут зваться чакрами Раджараджешвары (царя царей) и будут одаривать людей царской роскошью.
Крупные камни цвета свежего грозового облака с четырнадцатью кругами прославятся как Ананта-чакры. Они будут приносить четыре плода—артху, каму, дхарму и мокшу (богатство, наслаждения, праведность и спасение).
Сферические, красивые, среднего размера камни цвета грозового облака, отмеченные двумя кольцами и отпечатком коровьего копыта, получат имя Мадхусудана-чакр.
Камни с одним кольцом—это Сударшана-чакры,
... а камни, кольца на которых скрыты—Гададхара-чакры.
Камни с двумя кольцами и знаком в виде конской головы—это Хаягрива-шалаграмы.
Камни с двумя кольцами и углублением в виде широко разинутой пасти, устрашающие на вид, представляют Нарасимху и благословляют тех, кто поклоняется им, отрешенностью.
Камни с двумя кольцами, растянутой пастью и эллипсовидной отметиной, символизирующей гирлянду, называются Лакшми-Нарасимха. Они благословляют семейных людей, поклоняющихся Им.
Камни, у которых с обеих сторон есть два одинаковых кольца, красивые, с отчетливо видными знаками, известны как Васудева. Такие камни исполняют все желания тех, кто им поклоняется.
Камни, отмеченные тонким кольцом, напоминающее свежее грозовое облако, со множеством красивых углублений на широких гранях, именуются Прадьюмна-шалаграмами. Они приносят счастье семейным людям.
Камни с соединенными кольцами и выпуклой спинкой называются шалаграмами Санкаршаны. Они всегда приносят счастье семейным людям.
Желтые, круглые, необычайной красоты камни известны под именем Анируддхи. Они также приносят счастье семейным людям.
Где бы ни присутствовали шалаграма-шилы, Господь Хари пребывает лично. А где бы ни был Господь Хари, с Ним всегда богиня Лакшми и все святые места.
Тот, кто поклоняется шалаграма-шиле, избавляется от греха убийства брахмана и подобных тяжких грехов. Если этот камень в виде зонтика, поклоняющийся ему станет царем; если круглый – будет процветать во всех отношениях.
Камень в форме повозки или с неровными гранями повергнет поклоняющегося ему в нищету. Копьевидный камень приносит смерть. Желтый шалаграма-шила, кроме Анируддха-шилы, приносит зло и вред. Поклонение камню с разорванными кольцами предвещает болезни, а с кольцами, состоящими как бы из пунктирных линий—смерть.
Если человек дает обеты, раздает дары, строит храмы, совершает шраддху или погребальные церемонии, или же поклоняется полубогам перед шалаграма-шилой—все эти деяния становятся поистине возвышенными. Если человек поклоняется шалаграма-шиле, он получает благо омовения во всех тиртхах (святых реках); поклоняться шалаграма-шиле—все равно, что получить посвящение во все ведические жертвоприношения. Более того, такой человек получает плоды совершения всех ведических жертвоприношений, посещения всех святых мест, исполнения обетов, совершения всех аскез и чтения всех Вед. Тот, кто на церемониях инициации и установления Божеств окропляет себя чаранамритой шалаграма-шилы, обретает духовные плоды раздачи всех видов даров и кругосветного путешествия.
Несомненно, полубоги удовлетворены человеком, который ежедневно поклоняется шалаграма-шиле. Он становится настолько свят, что все святые места жаждут его прикосновения. Он становится дживонмуктой (освобожденным при жизни). В конечном счете такая душа попадает на Вайкунтху и приступает к своему вечному служению Господу Хари. Любой грех, даже такой, как грех убийства брахмана, бежит от него прочь, как змеи спешат скрыться, завидев Гаруду (орла-носителя Господа Вишну). Пыль со стоп такого человека освящает землю. Сто тысяч его предков спасутся.
Каждый, кто в смертный час выпьет чаранамриту шалаграма-шилы, очистится ото всех грехов и отправится на Вайкунтху. Он полностью освободится от последствий кармы, и, несомненно, будет вечно погружен в созерцание стоп Господа Вишну. Но тот, кто лежит с шалаграмом в руках, отправится в ад Кумбхипака до конца жизни Господа Брахмы (триста одиннадцать триллионов сорок биллионов земных лет). Нарушающий свое обещание с шалаграмом в руке попадет в ад Асипатра на сто тысяч манвантар.
Поклоняющийся шалаграма-шиле в то время, когда на нем нет листьев туласи, или убирающий эти листья с камня, в следующей жизни будет страдать от разлуки со своей женой. А тот, кто не предлагает шалаграма-шиле листья туласи в раковине, в своих следующих семи рождениях останется холостяком и будет болеть. Тот же, кто держит шалаграма-шилу, туласи и раковину вместе, становится очень дорог Господу Нараяне".
(Пураническая история Туласи и Шалаграма)