Счастье и несчастье
Жил в одной деревне старик. Был он беден, но у него был прекрасный белый конь. Но однажды утром, зайдя в стойло, старик обнаружил, что коня украли. Собралась вся деревня, и все стали обсуждать только этот факт.
- Какое несчастье! – говорили люди. – Какое великое горе постигло старика!
Старик же сохранял спокойствие и отвечал:
- Что вы заладили, нет никакого несчастья. Просто коня нет в стойле. Это факт, а остальное – наши суждения. Не судите – счастье, несчастье, как вы можете это знать?
Прошло время, и вдруг неожиданно конь вернулся. Он не был украден, он сбежал в лес и привел с собой дюжину прекрасных диких лошадей.
И снова вся деревня стала говорить:
- Какое счастье! Вот теперь мы понимаем, это настоящее счастье!
Старик снова отвечал:
- Нет никакого счастья. Просто конь вернулся и привел с собой лошадей. Это единственный факт, а остальное наши суждения. Не судите – счастье, несчастье, - как вы можете это знать?
У старика был единственный молодой сын. Он стал объезжать диких лошадей, но упал и сломал ногу.
И снова вся деревня стала обсуждать:
- Какое несчастье, вот теперь это точно несчастье!
И вновь старик ответил:
- Нет никакого несчастья, просто сын упал и сломал ногу. Это факт, а остальное наши суждения…
Через несколько дней на страну напал враг, началась война и всех молодых мужчин забрали в армию. И только сын старика был оставлен, поскольку не мог ходить.
И вся деревня стала завидовать старику и его сыну:
- Каким счастьем для вас обернулось то, что ваш сын упал и сломал ногу!
И на этот раз старик ответил:
- Да не судите вы – счастье, несчастье, - как вы можете это знать? Жизнь дает нам только факты, а какие для нас лучшие, какие худшие – знать может только Бог!
Человек приходит сюда, для того чтобы почувствовать себя богом. Кришна создал этот мир, для того, чтобы человек сюда пришел, для того, чтобы у него возникла эта иллюзия: «я – бог». И он чувствует это в различных видах, в различных формах, в различных разновидностях всего этого. Ему кажется, что он бог. Есть одна любопытная китайская притча, которая показывает это, то, что человек, на самом деле, когда речь идет об этом добре и зле, с которым встречается человек, это тоже, всего лишь, продукт нашего ума. Очень любопытная притча, послушайте внимательно.
У одного человека был скакун. Белый скакун, удивительной красоты, удивительных качеств и достоинств. Многие цари предлагали ему: «мы купим твоего скакуна за любые деньги. Лучше твоего скакуна никого нет». Человек говорил: «как же я могу расстаться? Он же личность, это не просто предмет какой-то, который я отдать могу, это мой друг». И он не продавал. И его односельчане не могли понять, почему он такой дурак, почему? Он бедняк, у него ничего нет кроме этого скакуна, тем не менее, он не продает его. И в один прекрасный день он проснулся, и скакуна не было в стойле. Люди сошлись и стали смеяться над ним, стали говорить: «дурак-дурак, не продал скакуна, теперь у тебя украли его, ямное дело, теперь на тебя свалилось это несчастье». Человек этот, он мудрый был, как мы это видим из его поступков, он сказал: «я не понимаю, почему вы считаете это несчастьем? Несчастье, это всего лишь ваше восприятие, сейчас у нас есть только один факт: скакун был в стойле, скакуна нет в стойле, счастье это или несчастье, я не понимаю, почему это несчастье. Сейчас его нет, вчера он был, все.
Несчастье, это только вам кажется, что это несчастье». Они сказали: «ааа, сумасшедший, раньше был сумасшедший, и сейчас сумасшедший». Прошло две недели, скакун вернулся, и не один, а с пятнадцатью дикими кобылами. Он убежал в лес, и, соответственно, в него влюбились пятнадцать кобыл. Люди пришли и стали говорить: «прав был этот человек, это было счастье, оказывается, а не несчастье. Он говорит: «опять вы глупость какую-то говорите. Есть просто факт, скакуна не было. Потом он пришел с пятнадцатью кобылами, это не счастье, и не несчастье, просто он появился с пятнадцатью кобылами. На самом деле вам кажется, что это счастье, в вашем уме вам кажется, что это счастье. Ну что, пятнадцать кобыл у меня. Что с этого?». Люди говорят: «сумасшедший, пятнадцать кобыл у него, можно их продать, таким счастливым стать». Прошло еще некоторое время. Его сын стал ездить на этой дикой кобыле, кобыла скинула его. Он сломал ногу, единственный сын.
Люди собрались: «мудрый человек, мы думали это счастье, оказывается, он знал, что это несчастье». «Какое несчастье? Просто был сын с ногой, стал сын без ноги. Почему надо называть это счастьем и несчастьем? Просто без ноги сын, хромой стал сын, ну что теперь поделаешь?». «Дурак какой-то, вообще, несчастье случилось, ты не понимаешь ничего». Прошло еще какое-то время. Война наступила и всех молодых людей на войну забрали, кроме этого сына со сломанной ногой. Люди сказали: «ну надо же, мудрый какой! Счастье-то было какое». «Сами вы дураки. Это не было ни счастьем, ни несчастьем, мы просто придумываем что-то, что-то случается снами, мы думаем – это несчастье, что-то случается другое, мы говорим, что это счастье. И так мы мучаемся, потому что наш ум заражен всеми этими вещами».
На самом деле, все это манаси-джам, все это выдумано умом. Все это порождено умом, нет ни того, ни другого, ни третьего.
Бхакти Вигьяна Госвами