Veda.Co.Ua     Энциклопедия 

Преданный правдив, сатья-сара 


Чтобы стать правдивым, нужно сначала узнать истину. Быть правдивым
не означает просто воздерживаться от лжи. По легенде, Джордж Вашингтон
отличался правдивостью. Он сказал: "Не могу солгать: "Вишню срубил я". Но
это не правдивость. Юный Джордж был откровенен, он честно сознался в
совершенной глупости. Истинная же правдивость начинается с познания
Верховной Личности Бога, Абсолютной Истины:
"Постарайся узнать истину, обратившись к духовному учителю.
Смиренно вопрошай его и служи ему. Осознавшая себя душа способна дать
тебе знание, ибо она увидела истину" (Б. "г., 4.34).
Абсолютная Истина " это Кришна, описанный в первом стихе "Шримад-
Бхагаватам" таким образом:
О мой Господь Шри Кришна, сын Васудевы, о всепроникающая Личность
Бога, я почтительно склоняюсь перед Тобой. Я медитирую на Господа Шри
Кришну, ибо Он является Абсолютной Истиной и изначальной причиной всех
причин созидания, сохранения и разрушения проявленных вселенных. Прямо и
косвенно Он сознает все проявления и независим, ибо не существует иной
причины, кроме Него. Именно Он вначале вложил ведическое знание в сердце Брахмаджи, первого живого существа. Даже великие мудрецы и полубоги
введены Им в заблуждение, подобно тому, как человека сбивает с толку
обманчивый образ воды в огне или суши в океане. Лишь благодаря Ему
материальные вселенные, временно проявленные взаимодействием трех гун
материальной природы, кажутся истинными, хотя в действительности они
нереальны. Поэтому я медитирую на Него, Господа Шри Кришну, вечно
пребывающего в трансцендентной обители, которая всегда свободна от
иллюзорных образов материального мира. Я медитирую на Него, ибо Он "
Абсолютная Истина.
Можно изучать этот стих всю жизнь, пытаясь постичь, каким образом
Кришна является Абсолютной Истиной. Во введении к "Шримад-Бхагаватам"
Шрила Прабхупада приводит слова парам сатйам из этого стиха и переводит
их как "Абсолютная Истина". А далее он определяет парам сатйам как
"первоисточник всех энергий. Другими словами, Абсолютная Истина " это
причина всех причин, и "Шримад-Бхагаватам" в первом стихе безошибочно
определяет сущность Абсолютной Истины как личностный аспект Верховного
Бога. Бог " термин личностный, которым называют того, кто управляет.
Богов, или управляющих, много, но когда мы говорим о Всевышнем, мы
подразумеваем Кришну, причину всех причин.
Итак, Абсолютная истина, Шри Кришна, Верховная Личность, описана в
первом стихе "Шримад-Бхагаватам". Вся ведическая литература провозглашает
Кришну Абсолютной Истиной. Об этом говорится и в "Бхагавад-гите" (10.8):
ахам сарвасйа прабхавах " все исходит из Кришны. "Веданта-сутра"
подтверждает: Абсолютная Истина " то, откуда все исходит. Из Абсолютной
Истины исходят бесчисленные живые существа, и потому она также должна
быть личностью. Повсюду в "Шримад-Бхагаватам" автор, Шрила Вьясадева,
говорит, что высшее проявление Абсолютной Истины " это Бхагаван,
Верховная Личность.
Философы-атеисты не признают не Кришну не только Абсолютной
Истиной, но и исторической личностью. Кроме того, они отрицают
существование отличной от тела души и отвергают личностную концепцию
Бога. Однако несмотря на все свои эволюционные теории, выдумки о том, что
жизнь происходит из химических элементов, и дикие теории сотворения мира,
им не удается объяснить происхождение всего сущего. Нельзя же свести к
химическим и биологическим теориям имеющие первостепенную важность для
всякого живого существа вопросы: "В чем смысл бытия" Откуда я появился" В
чем предназначение жизни, помимо животной борьбы за существование" Что
происходит после смерти"" Ответы на эти вопросы следует искать в
философии. Однако философия без религии " сухие мыслительные спекуляции,
а религия без философии " голые сантименты. "Шримад-Бхагаватам"
представляет Кришну как Высшую Истину, удовлетворяя сразу двум
концепциям: совершенной философии и совершенной религии: Совершенная
философия - это "Веданта", которая логично и доказательно объясняет
причину всех причин, а совершенная религиозная практика " это бхакти-
йога, или преданное служение Верховному Господу.
Те, кто разочаровался в материальном чувственном наслаждении и
умственных спекуляциях, должны обратиться в своих поисках Абсолютной
Истины к истинным авторитетам в ученической преемственности. Даже
стремясь овладеть мирскими навыками, следует учиться у авторитетных
личностей. В философских поисках истины многие философы соперничают между
собой, занимаясь спекуляциями на уровне ума. Но единственный путь к
достижению трансцендентного " это путь ачарьев, признанных святых
философов, которые сами осознали Абсолютную Истину, находясь в
ученической преемственности. Слов таких ведических авторитетов, как
Шукадева Госвами, Шрила Вьясадева и другие, и свидетельств об их личных
духовных достижениях достаточно, чтобы убедить искреннего искателя.
Как только мы узнаём о том, что Кришна " это Абсолютная Истина,
нашим долгом становится нести эту истину всем, кому можем, и таким
образом сражаться с заблуждением. Большинство людей пытается слепо
отрицать то, что все в этой вселенной принадлежит Верховному Господу и
подчинено Ему. Однако спокойствие и процветание установится во всем мире только в том случае, если цивилизованное человечество признает
верховенство Бога. Не зная того, что все находится во власти Верховного
Господа, человек нарушает законы Бога и природы и таким образом навлекает
на себя огромные кармические страдания.
Знание истины делает нас свободными. Любой, кто видел смерть
близкого ему существа, подтвердит, что представление о тождестве живого
существа с его телом ошибочно. Мы видим, как друг, родственник или
домашнее животное умирает, а тело остается. Поэтому тело " это не "я", а
средство передвижения "я", подобно тому, как машина " это средство
передвижения для того, кто на ней едет. Истинное "я" " это вечная,
отличная от тела душа. Жизнь в материальном мире, страдания рождения,
смерти, болезней и старости " это не истинное изначальное положение "я".
Наше действительное предназначение " вечный духовный мир. Духовный мир
истинен, но живые существа жизнью за жизнью проводят в темнице
материального мира лишь из-за того, что неправильно понимают свое "я" из-
за ложного эго. Распространение сознания Кришны должно освободить душу
от привязанности к материальному миру.
Но как же с юным Джорджем Вашингтоном" Разве быть правдивым не
означает, кроме всего прочего, "говорить правду", быть исключительно
порядочным" Да, это так. "Упанишады", прославляя это качество,
рассказывают такую историю. Один мальчик обратился за наставлениями к
Гаутаме Муни. По обычаю того времени, гуру мог принять в ученики только
сына брахмана, поэтому Гаутама Муни спросил у мальчика, кто его отец. Тот
не ответил, поскольку не знал. Мать его была распутной служанкой, и у нее
было столько мужчин, что она не могла сказать с уверенностью, кто отец
ребенка. Разузнав у мамы и вернувшись к Гаутаме, ребенок бесхитростно
сообщил, что не знает, кто его отец. Видя, что ребенок очень честен, гуру
сказал: "Ты честен, поэтому ты " настоящий брахман" и принял его в
ученики. Действительно, брахман настолько честен, что не солжёт и вору,
если тот спросит, где лежат деньги.
И все же, в конце концов, понятие о честности приводит нас к
понятию об Истине, т.е. к Кришне. Я могу не знать своего отца, но с
духовной точки зрения, мой отец " Кришна. Если я говорю, что Кришна " мой
отец, это не ложь и не шутка, а Абсолютная Истина. Поэтому, если вор
спрашивает о моих деньгах, а я говорю, что отдал их Кришне, это тоже
правда. Будучи честным, я не должен отдавать деньги Кришны вору. Но мне
не следует скрывать что-либо ради защиты собственных интересов. Если же
Кришне будет необходимо, чтобы я защищал Его интересы, я должен буду
исполнить эту высшую обязанность. Во время битвы на Курукшетре Кришна
попросил Юдхиштхиру солгать, однако тот не решался. Некоторые
комментаторы неправильно говорят о том, что его ложь должна была стать
причиной его падения в ад. Но единственной его виной было то, что он
колебался, решая, стоит ли ему солгать, выполняя приказ Кришны. Итак,
правдивость означает поступать так, как желает Кришна.
В Кали-югу из четырех принципов религии " аскетичности, чистоты,
милосердия и правдивости " остается одна правдивость. Когда Махараджа
Парикшит увидел быка, олицетворение религии, на которого напало
воплощение Кали, бык стоял лишь на одной ноге, представляющей
правдивость. Это означает, что в людях этого века, ведущих греховную,
гедонистическую жизнь, все же сохраняется желание слушать о Кришне. Когда
Шрила Прабхупада приехал в Америку, он увидел, что все в той или иной
степени заняты греховной деятельностью, но когда он показал этим
гедонистам греховность их поступков и открыл истину о Кришне, они
преобразились.
Преданные, следующие за Прабхупадой, должны быть исключительно
правдивыми, как настоящие брахманы. Что, конечно же, означает, что они не
должны лгать. Для ученика наивысшая правдивость заключается в том, чтобы
выполнять свое обещание избегать греховных поступков и всегда повторять
шестнадцать кругов джапы на четках. Преданный не должен также заниматься
никакой противоправной деятельностью. Хотя сознание Кришна трансцендентно
к мирским законам, нарушать эти законы можно лишь в редких случаях. Даже обыватель может должным образом оценить такую правдивость. Общество
должно признать, что члены Движения сознания Кришны " люди религиозные.
Но нам следует быть правдивыми в высшем смысле, то есть действовать не
ради себя, а ради Кришны. В первую очередь, мы должны понять, кто такой
Кришна. Он " Высшая Истина, и " сатйам парам дхимахи " мы должны
медитировать на Него, повторяя мантру Харе Кришна. В этом случае мы
сможем совершать чистое преданное служение и успешно распространять
повсюду Абсолютную Истину " единственное, что может спасти человечество в
этот век разрушений.