Veda.Co.Ua     Энциклопедия 

Гьяна (Гйана) - йога

Принципиальное отличие гьяна-йоги от карма-йоги - деятельность переходит на уровень тонкого тела, инструментом для очищения является ум и разум (ум, разум достаточно силен).

Основная цель гьяна-йоги - 1) постижение Абсолютной Истины 2) избавиться от материальных страданий, путем слияния с бытием Господа (мокша)

Практика гьяна-йоги

  • отречение (саньяса)
  • совершение аскез (укрощение плоти)
  • изучение священных писаний (Упанишады, Веданта-сутра)
  • поклонение 5 формам Божеств с целью постичь единство в многообразии.
  • различные формы медитации (форма внутренней практики)

Главная задача гьяна-йоги  - успокоить ум, читта-вррити-ниродха (читта - сознание; вритти - беспокойства, то, что создает искажение; ниродха - уничтожение) - определение гьяна-йоги в Йога-сутрах Патанджали.

  • Ум не может быть спокоен, пока он не найдет конечную цель.

"Если человек не обладает сознанием Кришны, его ум будет бесцельно блуждать, не приходя ни к какому выводу. Все беспокойства ума вызваны отсутствием высшей цели, и, когда человек наконец понимает, что Кришна - верховный наслаждающийся, владыка всего сущего и друг каждого, его ум успокаивается и он обретает умиротворение".

Комм. Бхагавад Гита 2.66

Гьяна-йога 1) умиротворяет, успокаивает ум насыщая его, показывая куда нужно вкладывать 2) дает убежденность и веру (подготовить себя к вложению и концентрации на одном - самом важном).

Практикой гьяна-йоги занимаются - гьяни, брахмавади, имперсоналисты, майавади и философы эмпирики, они занимаются культивацией знания о мире, его энергиях с целью манипулировать всем этим.

Истинная гьяна очень проста: Кришна Бог и все должно служить Ему.

Квалификация для гьяна-йоги

  • Саньяса и целибат
  • Аналитические способности и память
  • Аскетизм
  • Умиротворенный ум и способность бездействовать
  • Уединение и отречение

 Результат практики гьяна-йоги

  • Временное освобождение в Брахмане
  • Осознание аспекта САТ - вечность

Степень эффективности гьяна-йоги

  • Не дает полного осознания Абсолютной Истины
  • Долгий и сложный процесс

"Тот, кто, пройдя через множество рождений и смертей, обрел совершенное знание, вручает себя Мне, ибо он понял, что Я - причина всех причин и все сущее. Такая великая душа встречается очень редко".

Бхагавад Гита 7.19

"Те же, кто заботится о всеобщем благе и, обуздав все свои чувства и одинаково относясь ко всем живым существам, целиком посвящает себя поклонению непроявленному, неопределенному, недоступному восприятию чувств, вездесущему, непостижимому, неизменному, постоянному и неподвижному - безличному аспекту Aбсолютной Истины, - те в конце концов достигают Меня".

Бхагавад Гита 12.3-4

  • Строгий аскетизм и сила воли
  • Сложная медитация на безличное
  • Противоестественное для живого существа положение бездействия
  • Не дает возможность ощутить Ананду отношений с Господом
  • Искусственный и неестественный путь, результат духовное самоубийство
  • Ставка на личную квалификацию