Veda.Co.Ua     Энциклопедия 

Карма - йога

Карма-йога - йога правильной деятельности, понимание философии деятельности, использование чувств как инструмента очищения.

Каждый должен заниматься какой-нибудь деятельностью в этом материальном мире. Однако деятельность может либо привязывать человека к этому миру, либо освобождать его. 

Подготовительной ступенью к карма-йоге является карма-канда - достижение материальных благ,  по средствам религиозных ритуалов и жертвоприношений (ягьи), предписанных Ведами.

"Совершая ягьи, люди получают множество разных благ и в конечном счете освобождаются из материального плена. Благодаря ягье человек очищает все свои действия".

Комм. Бхагавад Гита 3.11

Главные принципы карма-йоги

 

Сакама-карма-йога есть привязанность к чувствам, плодам деятельности и к самой деятельности.

 

Отличие сакама-карма-йоги от карма-канды - на уровне сакама-карма-йоги появляется цель мокша (освобождение), это принципиальное отличие, но привязанность к чувственным наслаждениям еще велика (дхарма, артха, кама).

  • Основная задача сакама-карма-йоги освободиться от привязанности к плодам своего труда, за счет исполнения своей дхармы (обязанностей), согласно своей природе (варна-ашраме), изменив мотив деятельности.

1. Действовать не привязываясь к плодам своей деятельности (о важности этого принципа говориться в 17 местах Бхагавад Гиты)

"Поэтому, о Aрджуна, посвяти Мне все свои действия и познай Меня до конца. Отбрось стремление к личной выгоде и, отказавшись от всяких собственнических притязаний, стряхни с себя апатию и сражайся!"

Бхагавад Гита 3.30

"Ты можешь выполнять предписанные тебе обязанности, но у тебя нет права наслаждаться плодами своего труда. Никогда не считай, что результаты твоих действий зависят от тебя, но при этом и не отказывайся от выполнения своих обязанностей".

Бхагавад Гита 2.47

2. Исполнять деятельность согласно своей природе

Когда человек занят своей природой (сама деятельность вдохновляет), то акцент с плодов переносится на саму деятельность и привязанность к плодам уходит.

 Как определить свою природу?

  1. То, чем вам нравиться заниматься.
  2. То, куда вы тратите свое свободное время.
  3. То, на что вы обращаете внимание. Что раздражает и привлекает?
  4. То, что побужлает к творчеству.
  5. То, что нравится людям.
  6. Чем бы вы занимались, если бы вам пообещали 100% успех?
  7. Чем бы вы занимались, если бы вопрос с деньгами у вас был бы решен?

 

3. Деятельность с правильным мотивом (ради других, ради очищения, самоосознания)

3 мотива деятельности

  • ради плодов - для того чтобы не привязываться к плодам необходимо переключать внимание на саму деятельность
  • действовать ради блага других (бескорыстная деятельность) - центром внимания является сама деятельность  (уровень нишкама-карма-йоги)
  • ради самоосознания, опыта, очищения - центром внимания является сама деятельность  (уровень нишкама-карма-йоги)

 

Нишкама-карма-йога нет привязанности к чувствам, плодам деятельности, но есть привязанность к самой деятельности.

statii Как правильно действовать? Нишкама-карма-йога

  • Внутренний срез нишкама-карма-йога показывается в Бхагавад Гите

"Когда человек, обладающий божественным сознанием, видит, слышит, осязает, ощущает запахи, ест, ходит, спит или дышит, он всегда знает, что сам он ничего не делает. Ему известно, что, когда он беседует, опорожняет кишечник или наполняет желудок, открывает или закрывает глаза, это просто материальные чувства взаимодействуют с объектами восприятия, но сам он не причастен ко всему этому. Подобно тому как вода не смачивает лист лотоса, грех никогда не пятнает того, кто исполняет свой долг без привязанности к плодам своего труда, жертвуя их Верховному Господу. Отказавшись от всех привязанностей, йоги позволяют действовать своему телу, уму, разуму и даже чувствам только ради самоочищения.

Душа, непоколебимо преданная Мне, обретает истинный мир и покой, ибо отдает Мне все плоды своего труда. Тому же, кто не находится в союзе со Всевышним, кто движим желанием наслаждаться плодами своего труда, уготовано рабство.
Когда воплощенное живое существо, научившись владеть собой, отрекается в уме от всякой деятельности, оно счастливо живет в городе с девятью вратами [материальном теле], не совершая действий и не становясь их причиной.
Воплощенный дух, хозяин города-тела, не совершает действий, не побуждает других к деятельности и не создает ее плодов. Все это делают гуны материальной природы.
Верховный Господь не отвечает за греховные и праведные поступки живых существ. Воплощенные в теле существа пребывают во власти иллюзии, потому что их истинное знание скрыто невежеством.
Но когда живое существо обретает знание, свет этого знания рассеивает тьму неведения и открывает ему истинную природу вещей, подобно тому как солнце, поднимаясь над горизонтом, озаряет все вокруг.
Когда ум, разум, вера и упования целиком направлены на Всевышнего, человек, благодаря совершенному знанию, избавляется от всей скверны греха, и тогда перед ним открывается путь к освобождению.
Смиренные мудрецы, обладающие истинным знанием, одинаково смотрят на ученого и благовоспитанного брахмана, корову, слона, собаку и собакоеда [неприкасаемого].
Те, кто всегда уравновешен и беспристрастен, уже одолели рождение и смерть. Став безупречными, как Брахман, они пребывают в Брахмане.
Кто не радуется удачам и не огорчается неприятностям, кто обладает невозмутимым разумом, кто не подвержен влиянию иллюзии и сведущ в науке о Боге, тот уже достиг духовного бытия.
Такого человека, свободного от мирских привязанностей, не привлекают материальные, чувственные наслаждения: он всегда погружен в транс и черпает радость внутри себя. Так человек, постигший свое истинное «Я» и всегда сосредоточенный на Всевышнем, наслаждается беспредельным счастьем.
Разумный человек сторонится удовольствий, рожденных от соприкосновения материальных чувств с объектами восприятия, ибо такие удовольствия являются источником страданий. У всех материальных удовольствий, о сын Кунти, есть начало и конец, поэтому мудрец никогда не тешится ими.
Тот, кто черпает счастье, наслаждение и бодрость духа в себе самом и чей взор всегда обращен внутрь, поистине совершенный йог-мистик. Он обретает освобождение и в конце концов приходит ко Всевышнему.
Те, кто вышел из-под влияния двойственности, порожденной сомнениями, и направил ум внутрь, кто очистился от скверны греха и всегда радеет о благе всех существ, обретают освобождение и постигают Высшую Истину.
Полностью отрешившись от объектов чувственного восприятия, сосредоточив взор на межбровье, уравновесив в ноздрях вдох и выдох и остановив дыхание, йог, стремящийся к освобождению, укрощает таким образом свой ум, чувства и разум и избавляется от желаний, страха и гнева. Тот, кто всегда пребывает в таком состоянии, безусловно, освобожденная душа".

 

Бхагавад Гита 5.8-28

Нишкама-карма-йог отрекается от деятельности внутри себя и постепенно тормозит эту деятельность.

 

Причины привязанности к деятельности

  • Есть свобода от грубых проявлений зависимости, но остается тонкая форма зависимости (востребованность, слава, почет, признание).
  • Нет достаточной квалификации действовать на уровне ума (тонкий уровень), необходим определенный уровень интелекта (возможность извлекать опыт из процесса слушания), достаточно сильный и чистый разум (решение вопросов без вовлечения в грубую деятельность).
  • Сильные самскары (необходима чистота кармы, самскары в низших гунах должны быть отработаны) именно они побуждают нас к деятельности (реакция на прошлые действия побуждающие к новым действиям)

Механизмы торможения и замены самскар

  1. покаяние (очищение, переосмысление, перезагрузка)
  2. мантра-медитация (маха-мантра)
  3. замена самскар за счет высшего вкуса
  4. укрепление разума
  • слушание и изучение священных писаний
  • руководство святых
  • практика в гуне благости (культивация гуны благости)

Поцесс ускоряется когда четко видна цель (мокша), на этапе нишкама-карма-йоги цель (мокша) уже ощутима.

 

Цель карма-йоги 

 Пуруша-артха – 4 цели человеческой жизни:

  • Дхарма — долг, праведность
  • Артха — экономическое процветание
  • Кама — чувственные наслаждения
  • Мокша — освобождение от материального существования

Практика карма-йоги - благочестивая деятельность, выполнение предписанных обязанностей Варна-ашрама-дхармы, жертвоприношения полубогам.

Квалификация для карма-йоги

  • благочестие
  • вера в брахманов и писания
  • приверженность к ведической культуре

Результат практики карма-йоги

  • Достижение более высокого материального положения (хорошее рождение, богатство, красота, образование).
  • Пресыщение материальными чувственными наслаждениями, разочарование в них. Как результат этого отречение от материальной деятельности и переход к гьяна-йоге.

 Степень эффективности карма-йоги

  • Не решает проблем материального существования (старость, болезни, рождение и смерть).
  • Не искореняет семена эгоистических желаний.
  • Велика опасность падения из-за тесной связи с объектами чувств.
  • Требует больших экономических затрат и наличие квалифицированных брахманов (жертвоприношения полубогам).
  • Требует строгого и скурпулезного следования шастрам.
  • Возмоно только в условиях Варна-ашрама-дхармы.
  • Ставка на личную квалификацию.