Veda.Co.Ua     Энциклопедия 

Разнообразные виды гуру

Гурун – множество гуру.

«Хотя Абсолютная Истина одна и только одна, различные мудрецы описывают Ее по разному. По этой причине человеку порой бывает трудно обрести четкое и полное понимание от одного духовного учителя».
Шримат Бхагаватам 11.9.31

Ади – изночальный.
Ади-гуру (основатели сампрадаи) раскрывают разные отношения.
Ачарья-сампрадаи в конкретный промежуток времени у нас проявляют знание.


Дикша-гуру олицетворяет аспект предания.
Вартма-прадаршака гуру – гуру, указывающий направление движения к Абсолютной Истине.
Чатья-гуру – Бог в сердце, Он обеспечивает и реализует все в нашей жизни (параматма).
Шикша-гуру (постоянный) – «правая рука» дикша-гуру.
Шикша-гуру (временный) – сфера наставлений ограничивается какими-либо рамками: временем, обстоятельствами (это могут быть учителя курсов, лидеры департаментов, руководства брахмачарья ашрамов).
Саннйаса-гуру – тот, кто дает посвящение в саннйасу.
Ачарья-основатель – вносит коррекцию в учение и миссию парампары.

Порядок реализующий взаимоотношения между шикша-гуру и дикша-гуру


Принцип воронки


Здесь шикша-гуру – это помощники дикша-гуру.

Традиционный порядок (протокол) – это такой порядок, при котором дикша-гуру занимает главное место в жизни ученика (задает систему ценностей), а шикша гуру играет роль помощника.

Функции шикша и дикша-гуру

Дикша гуру Шикша гуру
Дает посвящение в харинаму (святое имя) и гаятри;
Может быть только один;
Учит самбандха-гйане и представляет божество Мадана Махан. Закладывает систему ценностей;
Как правило принимает полную ответственность за возвращение ученика обратно к Богу;
Он является посредником между учеником и Богом во всех духовных действиях, подношениях и ритуалах (это подсоединение к парампаре и Кришне) Дает посвящение в саннйасу;
Может быть много;
Представляет Абхидхейа-гйану, Божество Говиндаджи;
Как правило принимает различную степень ответственности;
Формирует веру ученика;
Формирует систему ценностей, дает определение понятиям и дает основные наставления какова цель и каковы пути достижения цели;
Дает духовный опыт, высший вкус. Расширяют, дополняют, разъясняют, напоминают, уточняют нюансы. Наставления шикша-гуру всегда должны быть согласованы с наставлениями дикша-гуру;
Вдохновляют следовать наставлениям дикша гуру.

Гуру необходимо иметь полномочия от учеников. Желание получить знание и позиция ученика.
Бог не переступает нашу свободу выбора (наше ложное эго), он в виде парамантмы пытается достучаться до нас (подобраться к нам).
Дикша-гуру оплодотворяет шастру семенем духовной реализации.
Дикша-гуру определяет стратегию.
Шикша-гуру определяет тактику.

«Когда не состыковуются в моем сознании наставления от Шикша-гуру, то необходимо проконсультироваться у своего дикша-гуру, и принять наставления дикша-гуру».

Семинар Чандра Маули Свами 2013г с фестиваля
«Кришна-бхаджанамр.та» Нарахари Саракара Тхакура (вечный спутник Господа Чайтаньи) (48-49ст.)


Многообразие гуру неизбежно, и это надо превратить в благотворность.
«Для взращивания одного ребенка необходимы силы всей деревни»

Все гуру едины
Они несут одну и туже цель
Они все сакшад-хари
Гуру различаются
Различия по функциям
По степени ответственности

Виды гуру Функции (обязанности) Степень ответственности Уровень духовного развития
Дикша-гуру Посвящение в наму и гаятри; является посредником между Богом и учеником (подключает к парампаре) Полная (ответственен за возвращение ученика к Богу), постоянная Может быть даже Каништха адхикари, но лучше всего Уттама-адхикари
Шикша-гуру (постоянный) Главный помощник дикша-гуру, помогает в следовании наставлениям на практике Постоянная (в идеале принимает ученика, как члена своей семьи) Может быть вайшнав любого уровня (как и дикша)
Шикша-гуру (временный) Дает наставления, ограниченные времененем или сферой деятельности Временная Преданный в хорошей духовной форме
Вартма-прадаршака гуру Тот, кто указывает путь к истине; дает направление, иногда даже сам того не подозревая Минимальная, одноразовая Даже не вайшнав
Ади-гуру (ачарья-основатель) Корректирует учение и практики (миссии) парампары; основоположник школы; он обязателен для всех последователей, его шикшу нельзя игнорировать Полная ответственность за всех искренних последователей Вайшнав высшего уровня; особо уполномоченная личность или нитья-сидха (вечный спутник Господа)
Саннйаса-гуру (шикша-гуру временный) Дает посвящение в саннйасу Частичная, ограниченная Хороший саннйаси
По уровню духовной реализации


Духовный уровень и квалификация
Каништха адхикари – неустойчивый (низший, может пошатнуться)
Мадхьяма адхикари – промежуточный (средний, обладающий устойчивой верой)
Уттама адхикари – трансцендентный (высший, обладающий абсолютной верой)

Все виды гуру сходятся
Они доносят шикшу Кришны
Они являются носителями шикши Кришны, следовательно все они – сакшад-хари.
И им необходимо оказывать почтение, но оно будет отличаться в зависимости от того, на сколько в них проявлена шикша Кришны.

Каништха адхикари – пытается увидеть Бога, когда он явно проявлен.
Мадхйама адхикари – уже видит Бога и различает всех остальных.
Уттама адхикари – видит во всех преданных, кроме себя.

«Нектар наставлений» 5ст. Комментарий.
Гуру – это не тот, кто меня учит; гуру – этот тот, у кого я учусь (гуру должен получить полномочия у ученика).
Квалификация уровня духовного развития каништхи:
Между гуру и учеником должна быть разница в развитии;
Сам он должен находится в хорошем духовном развитии, вектор развития должен быть правильно направлен.
Каништха должен точно давать ссылки на первоисточники, ему очень важно следовать посланию.
Мадхйама адхикари сможет уже вкладывать в объяснения свой объективный духовный опыт.
Уттама безграничен в способах оказания милости.

Книга Шиварама Свами «Шикша-гуру».
Степень ответственности:
Принятие ответственности за ученика (длительность отношений, постоянство отношений и серйозность обязательств);
Риск ради блага ученика (например: дикша-гуру готов на себя брать карму ученика);
Обеспечение возможности для ученика.
Брахмачари ашрам – сердце общины.
Ошибки:
На основании личных отношений с гуру определять его духовный уровень;
Игнорировать роль гуру в моей духовной жизни, под влиянием другого более продвинутого гуру

От наших взаимоотношений с гуру напрямую зависит наш духовный прогресс.
Шабда = АИ = Кр.шна = Шикша Кр.шны

Шастра

Садху

Гуру

Джива Атма


В ведах присутствует полный объем знания. В материальном мире Шастра – как библиотека. Сама по себе шастра без живого представителя (без гуру) не работает. Без садху мы видим в шастре искажение своего опыта. Садху оживляют шастру своим примером. Они задают школу, коридор, дают общее знание, добавляют чистое сознание. А гуру доносит конкретно до меня. Гуру всегда много (гурун).
Ученик – этот тот, кто стремится к знанию.
Дикша-гуру – дает веру (эталон веры), он дает точку опоры, его шабда должна доходить до меня, он – стержень веры, чтобы было за что зацепиться. Все остальное делают Шикша-гуру (очень большая часть работы).
В духовной сфере качество более важно, чем количество.
Гуру обучает круг учеников, и они становятся Шикша-гуру для остальных последователей.
Цели обучения гурун:
Привить вкус к преданному служению Господу;
Научить контролировать чувства;
Развить божественные качества;
Смирение развить;
Принять миссию (понять свое место в служении Господу);
Научиться всегда помнить о Боге (Бхакти-йога самадхи);
Очищение сознания от ложных отождествлений;
Знание шастр и их практическое применение в жизни;
Получить ВЕРУ, укрепить ВЕРУ, разрушить все сомнения;
Получить чистое святое имя.

9-й пункт самый главный. Это все растет на почве шабды.

Самбандха: гуру учит знаниям из шастр.
Абхидхея: гуру обучает чистому воспеванию святого имени.
Прайоджина: према бхакти.