Veda.Co.Ua     Энциклопедия 

 

Бхакти - йога - высшая система йоги

Принципы бхакти-йоги

1) Бхакти-йога начинается с самого главного, это придание себя Богу и устранение Ложного Эго (корень материального существования, всех страданий и наших обусловленностей).

"Все нужды, которые удовлетворяет маленький колодец, может сразу удовлетворить большой водоем. Подобно этому, тот, кому известно высшее назначение Вед, обретает все описанные в них блага".

Бхагавад Гита 2.46

2) Естественна и не требует резких изменений в социальном положении.

3) Доступна для каждого, так как не требует ни какой предварительной квалификации (квалификация не зависит от кармического статуса).

"О сын Притхи, предавшись Мне, даже люди низкого происхождения, женщины, вайшьи [торговцы] и шудры [рабочие] могут достичь высшей обители. Что же тогда говорить о благочестивых брахманах, о преданных и о праведных царях? Поэтому, раз уж ты оказался в этом бренном, полном страданий мире, целиком посвяти себя любовному служению Мне".

Бхагавад Гита 9.32-33

4) Практика бхакти, в основании своем опирается на милость всеблагого Господа, а не квалификацию человека (бхакти делает ставку на квалификацию Бога). Остальные виды йоги рассчитаны на развитие внешней квалификации.

5) Бхакти дарует плоды всех других видов духовных практик, как побочный дополнительный бонус и в то же время дает возможность достичь наивысшего совершенства, которое не достижимо ни какими другими видами практик.

"Слава санкиртане Шри Кришны, которая очищает сердце от пыли, накопившейся за долгие годы, и гасит пожар обусловленной жизни, повторяющихся рождений и смертей. Движение санкиртаны – высшее благословение всему человечеству, так как оно распространяет лучи луны благословения. В нем – душа всего трансцендентного знания. Оно увеличивает океан трансцендентного блаженства и дает нам возможность в полной мере насладиться вкусом нектара, которого мы всегда так жаждем".

Шри Шикшаштака стих 1

"Человек, вступивший на путь преданного служения, не лишается благ, которых достигают изучением Вед, подвижничеством, жертвоприношениями, раздачей милостыни, философскими изысканиями и благочестивой кармической деятельностью. Просто служа Господу, он обретает плоды всех этих видов деятельности и в конце жизни попадает в вечную обитель Господа".

Бхагавад Гита 8.28

"Дорогой Aрджуна, по-настоящему постичь и воочию увидеть Меня в том образе, который видишь ты, можно, лишь занимаясь безраздельным преданным служением. Только так можно проникнуть в тайну Моего бытия".

Бхагавад Гита 11.54

6) Бхакти дает вечные, неразрушимые временем результаты, так как в этой йоге нет различия между целью и средством, благодаря этому бхакти создает эффект накопления. Разница среди практикующих в чистоте и искренности (новичок и святой на этом пути практикуют одни и те же принципы и методы).

"Тот, кто встал на этот путь, ничего не теряет, и ни одно его усилие не пропадает даром. Даже незначительное продвижение по этому пути оградит человека от величайшей опасности".

Бхагавад Гита 2.40

7) Господь лично помогает прогрессировать в бхакти-йоге и берет предавшуюся душу под Свою опеку и покровительство.

"Тех, кто постоянно служит Мне с любовью и преданностью, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне. Желая оказать им особую милость, Я, находящийся в их сердцах, рассеиваю царящую там тьму неведения светочем знания".

Бхагавад Гита 10.10-11

  • Необходимые знания и возможность усваивать их (разум).
  • Силы и энтузиазм в исполнении практики.
  • Устраняет все материальные препятствия.
  • Обеспечивает всеми необходимыми ресурсами.

"Но тем, кто всегда поклоняется Мне с безраздельной преданностью, сосредоточив свой ум на Моем духовном образе, Я даю то, чего им недостает, и сохраняю то, что у них есть".

Бхагавад Гита 9.22

  • Защищает от последствий грехов совершаемых как в прошлом так и в настоящем.

"Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего".

Бхагавад Гита 18.66

"Даже если человек, занимающийся преданным служением, совершит самый отвратительный поступок, его все равно следует считать святым, ибо он исполнен решимости идти по верному пути. Он быстро становится добродетельным и обретает вечный мир. О сын Кунти, смело заявляй каждому, что Мой преданный никогда не погибнет".

Бхагавад Гита 9.30-31

8) Бхакти-йога экономит время (возможность достичь совершенства за одну жизнь).

"Но тех, кто поклоняется Мне, безраздельно предавшись Мне и посвящая Мне все свои действия, тех, кто занимается преданным служением и постоянно размышляет обо Мне, сосредоточив на Мне свой ум, - таких людей, о сын Притхи, Я без промедления вызволяю из океана рождения и смерти".

Бхагавад Гита 12.6-7

9) Господь сам оценивает бхакти-йогу как наивысшую и самую совершенную, а преданного как самого дорогого для него из всех видов трансценденталистов.

"Йог намного превосходит аскета, философа и человека, стремящегося к плодам своего труда. Поэтому, о Aрджуна, невзирая ни на что, стань йогом. A из всех йогов тот, кто всегда погружен в мысли обо Мне, пребывающем в его сердце, и, исполненный непоколебимой веры, поклоняется и служит Мне с любовью, связан со Мной самыми тесными узами и достиг высшей ступени совершенства. Таково Мое мнение".

Бхагавад Гита 6.46-47

 

Вывод:

В высшем смысле слово "йога" означает бхакти-йога, потому что все остальные виды йоги являются вспомогательными этапами для бхакти. Без бхакти все остальные виды йоги не работают и являются незаконченными. В действительности только благодаря присутствию элементов бхакти во всех других видах йоги, именно эти элементы бхакти позволяют прогрессировать в духовной жизни. Принципиальное отличие от всех других видов йоги - это предание себя Богу (Шаранагати), в зависимости насколько сильно этот элемент присутствует (является ли он доминирующим или напротив подавлен другими элементами), вид йоги определяется как карма-йога или карма-мишра-бхакти,  гйана-йога или гйана-мишра-бхакти. Приняв покровительство бхакти, человек сразу переходит в категорию особых душ. Это позволяет гораздо проще и безопасней пройти этапы духовного развития. Но предание (Шаранагати) должно присутствовать постоянно, так как именно оно является двигателем в этой системе йоги. Как только заканчивается предание, человек сразу перестает прогрессировать как бхакта и не получает всех преимуществ бхакти-йоги. Предание это вопрос настоящего.

"Тот, кто находится в этом трансцендентном состоянии, сразу постигает Верховный Брахман и исполняется радости. Он никогда не скорбит и ничего не желает. Он одинаково расположен ко всем живым существам. Достигнув этого состояния, человек обретает чистое преданное служение Мне. Постичь Меня, Верховную Личность Бога, таким, какой Я есть, можно только с помощью преданного служения. И когда благодаря преданному служению все сознание человека сосредоточивается на Мне, он вступает в царство Бога".

 Бхагавад Гита 18.54-55

Там где практика других видов йоги заканчивается (достигается высшая цель), практика бхакти-йоги только начинается.

 

Цель бхакти-йоги - Према-бхакти беспрерывное, беспримесное, любовное, преданное служение Господу. 

Практика бхакти-йоги - 9 видов преданного служения под руководством гуру в духе предания себя Господу (Шаранагати).

Квалификация для бхакти-йоги - шраддха (вера), искренность, признание своей полной дисквалификации.

"Тем, кто занимается преданным служением, не обладая верой, никогда не достичь Меня, о покоритель врагов. Поэтому они возвращаются в круговорот самсары, снова и снова рождаясь и умирая в материальном мире".

 Бхагавад Гита 9.3

"Даже если человек, занимающийся преданным служением, совершит самый отвратительный поступок, его все равно следует считать святым, ибо он исполнен решимости идти по верному пути. Он быстро становится добродетельным и обретает вечный мир. О сын Кунти, смело заявляй каждому, что Мой преданный никогда не погибнет. О сын Притхи, предавшись Мне, даже люди низкого происхождения, женщины, Вайшьи [торговцы] и шудры [рабочие] могут достичь высшей обители. Что же тогда говорить о благочестивых брахманах, о преданных и о праведных царях? Поэтому, раз уж ты оказался в этом бренном, полном страданий мире, целиком посвяти себя любовному служению Мне".

Бхагавад Гита 9.30-33

Результат практики бхакти-йоги

  • Восстановление своих вечных любовных отношений с Абсолютной Истиной в одной из 5 рас.
  • Возвращение в духовный мир.
  • Полная реализация всех 3 аспектов Абсолютной Истины - САТ-ЧИТ-АНАНДА

Степень эффективности бхакти-йоги

  • Приводит к полному осознанию Абсолютной Истины.
  • Легкодоступная, так как не зависит от внешней квалификации.
  • Проста и легка в исполнении, так как сразу дает высший вкус и Господь лично берет под покровительство, защиту и ведет по пути духовного развития.
  • Естественна, то есть средство и цель едины.
  • Самодостаточна.
  • Ставка на милость Бога.

"Тот, кто встал на этот путь, ничего не теряет, и ни одно его усилие не пропадает даром. Даже незначительное продвижение по этому пути оградит человека от величайшей опасности".

Бхагавад Гита 2.40