Veda.Co.Ua     Энциклопедия 

Шабда

 

Шабда – трансцендентный звук – означает «услышанное»

 

Процесс познания:

а) передатчик - должен быть авторитетный источник информации (представитель Абсолютной Истины или её носитель, который доступен нашему восприятию и способен передать нам её)

б) канал - правильная система передачи информации, не искажающая её.

в) приёмник - квалифицированный, искренний ученик (желающий постичь Абсолютную Истину)

Главный элемент - сила убедительности метода – авторитетный источник.

Трансцендентная Абсолютная Истина находится вне сферы ума и чувств.

 

Достоинства шабды:

 

1. Экономит время, энергию и усилия ученика сразу конкретно определяя направление, в котором необходимо действовать (простой и быстрый метод)

пример: если вы хотите узнать: Кто мой отец? самый простой способ узнать из авторитетного источника (спросить у матери)

2. Наиболее естественный и широко распространенный метод познания

3. Легко доступен (не требует высокой квалификации)

4. Может выходить за рамки опыта и чувств, может дать трансцендентное знание.

5.Шабда – метод самодостаточен «Сватах-сиддха-джнана», знание, которое не требует доказательств.

6. Единственный способ, дающий возможность постичь Абсолютную Истину

Вывод:

Шабда является единственным методом, позволяющим постичь Абсолютную Истину. Он само достаточен, но не исключает пратьякши и ануманы, которые могут быть использованы как второстепенные методы, следующие за шабдой.

Пратьякша и анумана сами по себе не способны явить Абсолютную Истину и приобретают ценность только для укрепления и подтверждения шабды, как логическое доказательство и личный духовный опыт.

 

 

Недостатки Шабды:

 

1. Вопрос авторитетности источника и чистоты сознания передающего

2. Могут быть искажения или ошибки в передачи информации

3. Ученик должен обладать квалификацией (необходима искренность)

 

Шабда – духовная вибрация, передаваемая в чистом сознании

Как звук передается в эфире, а электрический ток по проводам, Абсолютная Истина передается через чистое сознание. Поэтому именно это является главным качеством истинного гуру и истинного ученика. Чистота сознания - без ложного эго, бескорыстность и дух служения.

 

«Существовали и существуют 2 направления познания Природы. Одно представлено Западной наукой, т.е. знаниями, которые добываются на той методологической базе, которой владеет Запад, то есть доказательство, эксперимент и т.п. Другой – восточной, то есть знаниями, полученными извне эзотерическим путем, в состоянии, например, медитации. Эзотерические знания не добывают, их человеку дают. Получилось так, что на каком-то этапе этот эзотерический путь был утерян, и сформировался другой путь, чрезвычайно сложный и медленный за последнюю тысячу лет, мы пришли к тем знаниям, которые были известны на Востоке более 5000 лет назад».

 

Директор Международного Института теоретической и прикладной физике (ИТПФ)

 РАЕН академик А.Е. Акимов

 

Два вида Шабды:

 

Пурушена шабда – относительный авторитет (человек обладающий авторитетом), он не выходит за рамки обусловленности (ученые, политические лидеры, специалисты в определенных областях, мама, учителя в школе, СМИ)

Апаурушея шабда –  знание (божественное откровение), исходящее от личности, которая не является обычным человеком, это совершенная личность, непогрешимый авторитет, не имеющая недостатков (Бог и его представители)

Апаурушея от Апта-пуруша - «совершенный человек» (тот, кто находится в союзе с Богом, чье сознание погружено в Бога)

 

Шастры – священное писание Вед (записанная шабда)

Шастра – это тень шабды

 

Преодоление иллюзии - Бхактиведанта Садху Свами

 


Пратьякша - это то что мы видим, а шабда истинный внутренний смысл того что мы видим.
Шабда - это истинный смысл, того что мы воспринимаем, объяснение подоплеки.
Пример: Человек нам нагрубил и мы считаем его грубияном, но если мы узнали что у этого человека украли автомобиль, мы будем воспринимать его поступок как непростительную слабость.
Если шабда присутствует мы будем воспринимать вещи такими какие они есть.
Если шабда отсутствует наше восприятие создает искаженную картину в разуме и по этой причине мы совершаем ошибки, мы будем блуждать в карме.

 


Понятия которые порождаются шабдой - абсолютные. Понятия которые порождаются пратьякшей - относительные

 

Проблема в подмене понятий (абсолютных на относительные) в разуме происходит искажение, искажение мышления.

 


Звук должен быть не просто вибрацией, а должен быть свидетельством из авторитетного источника.
Шабда- свидетельство истины.

 


Относительная истина, является истиной когда указан диапазон в котором она работает.
Пример: Мы говорим, что это ребенок, пройдет время и мы будем говорить что это старик.
Абсолютная истина - истина которая работает при всех обстоятельствах во все времена.

 

Пратьякша это следствие, причина от нас скрыта

Пратьякша это следствие, причина от нас скрыта


 Шабда           Пратьякша

причина         следствие
душа              тело
свет               тень
сознание        подсознание
ученик           учитель
личность         общество
мужское          женское
обязанности    право
Бог                 природа
изобилие         дефицит

Следствие подчинено причине.
Все эти понятия с точки зрения смысла означают одно и тоже.

Когда следствие ставит себя перед причиной, оно перестает существовать.