Veda.Co.Ua     Энциклопедия 

Что же действительно стоит считать истинным знанием?

 

Господь (Шри Кришна) определяет знание в категории качеств.

 

Смирение, отсутствие тщеславия, отказ от насилия, терпение, простота; обращение к истинному духовному учителю; чистота, постоянство, самодисциплина; отказ от того, что приносит чувственное наслаждение; отсутствие ложного эго; понимание того, что рождение, смерть, старость и болезни — это зло; самоотречение, отсутствие привязанности к детям, жене, дому и т.д.; невозмутимость в счастье и горе; непоколебимая, безраздельная преданность Мне; стремление жить в уединенном месте, отстраненность от мирских людей, признание важности самоосознания и склонность к философскому поиску Aбсолютной Истины — это Я объявляю знанием, а все прочее называю невежеством.

Бхагавад Гита 13.8-12

 

Качества - являются истинным знанием:

1. Качества являются критерием обладания истинного знания, качества - это уже реализованное знание.

2. Только человеку, который обладает качествами раскрывается истинное знание.

3. Знания не самоцель, это инструмент помогающий достичь главной цели – быть счастливым. Счастье лежит в сфере взаимоотношений и напрямую зависит от умения их строить. Отношения с окружающими главным образом зависят от наших качеств характера.

      istoryi

  Хороший ученик

Описание качеств в комм. Бхагавад Гита 13.8-12

 

Эти качества соответствуют укладу жизни Брахмачари (этап ученичества и подготовки к семейной жизни) Грихастхи (семейная жизнь)

 

Смирение, отсутствие тщеславия

Смиренным называют того, кто не стремится к славе и почестям. Материальные представления о жизни заставляют нас искать почета и уважения, но для того, кто обрел совершенное знание и осознал, что он отличен от материального тела, почет или бесчестье, относящиеся к телу, не имеют никакого значения.

Процесс познания начинается со смирения (аманитва). Нужно стать смиренным и понять, что мы подвластны Верховному Господу. Восстав против Господа, мы стали рабами материальной природы. Каждый должен знать эту истину и твердо верить в нее.

Отказ от насилия

Обычно люди считают, что отказаться от насилия — значит не покушаться на жизнь других и не наносить им телесных повреждений, но в действительности отказаться от насилия — значит не обрекать других на страдания

Терпение

Обладать терпением — значит безропотно сносить любые оскорбления и бесчестье. Тому, кто стремится обрести духовное знание, придется немало претерпеть от людей, ибо такова природа материального мира.

Простота

Простота означает, что человек должен быть настолько открытым и прямолинейным, чтобы не бояться сказать правду даже своему врагу.

Обращение к истинному духовному учителю

Что касается обращения к духовному учителю, то это абсолютно необходимо, ибо, только следуя указаниям истинного духовного учителя, можно постичь духовную науку.

Чистота

Чистота — необходимое условие духовного прогресса. Различают внешнюю и внутреннюю чистоту.

Постоянство

Постоянством обладает тот, кто полон решимости достичь духовного совершенства. Без такой решимости невозможно добиться ощутимых результатов.

Самодисциплина, Самоотречение

Самодисциплина означает, что мы не должны делать того, что может помешать нашему духовному развитию. Постоянно помня об этом, нужно отвергать все, что препятствует духовному прогрессу. Это истинное самоотречение.

Отказ от того, что приносит чувственное наслаждение

Чувства сильны, ненасытны и всегда жаждут удовольствий. Но мы не должны идти у них на поводу и предаваться излишествам. Потребности чувств следует удовлетворять лишь в той мере, в какой это необходимо для того, чтобы оставаться здоровым и продолжать исполнять свои духовные обязанности.

Отсутствие ложного эго

Ложное эго — это отождествление себя с телом. Осознав себя душой, отличной от тела, человек обретает истинное эго.

 

Эти качества соответствуют укладу жизни Ванапрастхи (постепенный отход от дел, для того чтобы полностью посвятить себя духовной жизни) и Саньясы (отричение от мира с целью полного посвящения себя служению Богу)

 

Понимание того, что рождение, смерть, старость и болезни — это зло

Необходимо также осознать, что рождение, смерть, старость и болезни являются источником страданий.

Отсутствие привязанности к детям, жене, дому и т.д.

Отсутствие привязанности к жене, детям и дому вовсе не означает, что мы не должны испытывать к ним никаких чувств. Наши близкие — естественные объекты нашей любви. Но, когда они становятся помехой для духовного развития, от привязанности к ним необходимо избавиться.

Невозмутимость в счастье и горе

Счастье и горе — неизбежные спутники материальной жизни, и нам, как сказано в «Бхагавад-гите», нужно научиться мириться с ними. Мы не в силах предотвратить ни того, ни другого, поэтому, отрешившись от счастья и горя мирской жизни, нужно одинаково невозмутимо встречать и радости, и невзгоды.

Непоколебимая, безраздельная преданность Богу

Как сказано в «Шримад-Бхагаватам» (5.18.12), йасйасти бхактир бхагаватй акинчана сарваир гунаис татра самасате сурах. У того, кто достиг уровня преданного служения, развиваются все самые лучшие качества, свидетельствующие о том, что он обладает знанием.

Стремление жить в уединенном месте

О своем духовном росте можно судить по тому, насколько в нас усиливается желание жить уединенно, избегая общения с мирскими людьми.

Отстраненность от мирских людей

У того, кто живет духовной жизнью, само собой пропадает желание общаться с мирскими людьми. Такое общение становится для него противоестественным.

Признание важности самоосознания

Что касается самоосознания, то здесь ясно сказано, что самым практичным методом самоосознания является бхакти-йога.

Склонность к философскому поиску Aбсолютной Истины

О том же самом говорится в «Шримад-Бхагаватам» (1.2.11): ваданти тат таттва-видас таттвам йадж джнанам адвайам — «Те, кто постиг Aбсолютную Истину, знают, что существует три ступени постижения Всевышнего. Его постигают как Брахман, Параматму и Бхагавана». Постижение Бхагавана, Верховной Личности Бога, — высшая ступень познания Aбсолютной Истины. Поэтому в конце концов человек должен подняться на этот уровень и с любовью и преданностью служить Господу. Тогда он сможет обрести совершенное знание.

 

Описанный здесь процесс познания подобен ведущей вверх лестнице, первой ступенью которой является развитие смирения, а последней — постижение Высшей Истины, Aбсолютной Личности Бога. По этой лестнице поднимается очень много людей: одни из них достигли второго этажа, другие — третьего или четвертого, но до тех пор, пока человек не достигнет вершины и не познает Кришну, он будет оставаться на низших ступенях познания.

 

Комментарий А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады