Обзор Шрути-Прастханы
- 4 Веды
- Упанишады
- Упаведы
4 Веды описывают жертвоприношения полубогам как представителям Верховного Господа, ради исполнения различных желаний.
Каждая Веда играет свою роль в этом жертвоприношении и представлена посредством своего жреца.
Жертвоприношение можно представить в виде большого светского приема.
Жрецы
Жрец Риг-веды Хатар
Призывает и представляет участников жертвоприношения (Индру, Чандру, Вишну и т.д.), возливает масло в жертвенный огонь и подносит в него дары Богам.
Жрец Яджур-веды Аддхварью
Читая мантры из Яджур-веды, превращает простые предметы в предметы мистерии, способные участвовать во взаимообмене с полубогами. Устраивает все необходимое для проведения жертвоприношения и возжигает мантрами огонь.
Жрец Сама-веды Удгата
Поет песни, прославляющие полубогов для их развлечения и удовлетворения.
Жрец Адхарва-веды Брахма
Следит за ходом жертвоприношения и читает мантры-защиты при ошибках или неблагоприятных физических или тонко материальных воздействиях извне.
Эти четверо жрецов назывались ритвиками – помощниками, представителями, они – руки главного жреца.
Главный Жрец Ачарйа
Управляет организацией и проведением жертвоприношения. У него очень высокий духовный статус. Он обеспечивал жертвоприношение духовной силой.
Мантры Вед
- Риг-веда (1017 стихов)гимны
- Яджур-веда (1549 стихов) заклинания
- Сама-веда - громкая песнь (10522 стихов) песнопения
- Адхарва-веда (6000 стихов) - заклинания-защита
Каждая Веда передается по своей цепочке ученической преемственности - парам-паре.
Каждая из 4 Вед состоит из 4 разделов: Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады.
- Самхиты, Брахманы, Араньяки относятся к разделу карма-канды - путь чувственных благочестивых наслаждений.
- Упанишады относятся к разделу гьяна-канды - путь отречения и философского постижения Абсолютной Истины.
Самхита - сборник гимнов и молитв данной Веды.
Это ядро Веды. Самхиты записаны в стихотворной форме.
На стадии ученичества (брахмачари) брахмачари - брахманы изучали их, заучивая наизусть.
К каждой Самхите прикрепляются Брахманы, Аранйаки и Упанишады, разъясняющие ее.
Брахмана (артха – цель, предназначение; видхи – запреты; что нельзя делать) - это трактат в прозе, содержащий правила и порядок действий при совершении жертвоприношения и воспевания мантр и гимнов данной Самхиты.
Брахманы излагают историю и эзотерическое значение мантр и жертвоприношений, то есть происхождение и значение Самхиты, к которой они принадлежат.
Брахманы описывают ритуалы и предназначены для домохозяев (семейных людей).
Брахманы содержат суть знания, которое систематически разработано в Сутрах: Шраута, Грихйа, Дхарма, Калпа. Эти сутры относятся к Смрити-прастхане.
- Каппа-сутры описывают подробности о правилах проведения ритуалов и жертвоприношений. Это одна из 6 Веданг.
- Шраута-сутры описывают обязательные ведические ритуалы, такие как ежедневная Агни-хотра и большие публичные жертвоприношения.
- Грихйа-сутры объясняются ритуалы, предназначенные для домохозяев, особое внимание уделяется самскарам.
- Дхарма-сутры объясняются обязанности, соответствующие варнашрама-дхарме. Как должно быть устроено общество. Ману-самхита (свод законов человечества) и др. Дхарма-шастры объясняют Дхарма-сутры более доступно для обычных людей
Эти сутры и шастры составлены великими мудрецами такими как Ману, Нарада, Ягьялкйа.
В них рассказывается о том, как вести дела, а также об основных принципах поддержания существования на чувственном или телесном уровне.
Аранйаки (аранья - живущие в лесу, лесные трактаты) - объясняют метафизическую основу ритуалов, описанных в Брахманах
В Брахманах говорится о том, как выполнять ритуал, а в Аранйаках объясняется, почему данный ритуал выполняется. Аранйаки говорят о скрытой цели всех Вед и Брахманов.
Аранйаки и Брахманы похожи друг на друга, но в Аранйаках глубже рассматриваются эзотерические аспекты. Аранйаки изучались тайно в лесу.
Считалось, что изучение этих писаний обыкновенными домохозяевами было небезопасно. Поэтому их изучали на стадии ванапрастхи (отхода от дел), уйдя в лес. Отсюда и название Аранйаки, что означает «лес».
Упанишады (108 трактатов) – (упа-ни-шат - сидящий возле, внизу, сидеть у стоп духовного учителя) - это тексты, объясняющие философское значение стихов и ритуалов.
Описывают Абсолютную Истину в аспектах Брахмана и Параматмы поднимают на трансцендентный уровень.
Упанишады не могут быть поняты с точки зрения обычной мирской логики. Используя прямые противоречия, сводят с платформы ума и объясняют абсолютную природу Абсолютной Истины. Они вне двойственности.
Изучались санньяси (отреченный, святой), чтобы войти в духовный мир. Квалификация для понимания Упанишад находиться вне телесной концепции жизни.
Упаведы (упа - рядом, вблизи, немного ниже) - приложения к Ведам, касающиеся определенных практических сторон жизнедеятельности человека.
Это дополнительные произведения.
- Аюр-Веда – наука о здоровье
- Гандхарва-Веда – наука об искусстве
- Дханур-Веда – наука о воинском и боевом искусстве
- Стхапатья-Веда – архитектура и градостроительство и др.
- Артха - Шастра – экономическое процветание