Veda.Co.Ua     Энциклопедия 

 

Обзор Шрути-Прастханы

 

  • 4 Веды
  • Упанишады
  • Упаведы

 

4 Веды описывают жертвоприношения полубогам как представителям Верховного Господа, ради исполнения различных желаний.

Каждая Веда играет свою роль в этом жертвоприношении и представлена посредством своего жреца.

Жертвоприношение можно представить в виде большого светского приема.

Жрецы

Жрец Риг-веды Хатар

Призывает и представляет участников жертвоприношения (Индру, Чандру, Вишну и т.д.), возливает масло в жертвенный огонь и подносит в него дары Богам.

Жрец Яджур-веды Аддхварью

Читая мантры из Яджур-веды, превращает простые предметы в предметы мистерии, способные участвовать во взаимообмене с полубогами. Устраивает все необходимое для проведения жертвоприношения и возжигает мантрами огонь.

Жрец Сама-веды Удгата

Поет песни, прославляющие полубогов для их развлечения и удовлетворения.

Жрец Адхарва-веды Брахма

Следит за ходом жертвоприношения и читает мантры-защиты при ошибках или неблагоприятных физических или тонко материальных воздействиях извне.

Эти четверо жрецов назывались ритвиками – помощниками, представителями, они – руки главного жреца.

Главный Жрец Ачарйа

Управляет организацией и проведением жертвоприношения. У него очень высокий духовный статус. Он обеспечивал жертвоприношение духовной силой.

 

Мантры  Вед

  • Риг-веда (1017 стихов)гимны
  • Яджур-веда (1549 стихов) заклинания
  • Сама-веда  - громкая песнь (10522 стихов)  песнопения
  • Адхарва-веда (6000 стихов)  - заклинания-защита

 

Каждая Веда передается по своей цепочке ученической приемственности - парам-паре.

Каждая из 4 Вед состоит из 4 разделов: Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады.

  • Самхиты, Брахманы, Араньяки относятся к разделу карма-канды - путь чувственных благочестивых наслаждений.
  • Упанишады относятся к разделу гьяиа-канды - путь отречения и философского постижения Абсолютной Истины.

 

Самхита - сборник гимнов и молитв данной Веды.

Это ядро Веды. Самхиты записаны в стихотворной форме.

На стадии ученичества (брахмачари) брахмачари - брахманы изучали их, заучивая наизусть.

К каждой Самхите прикрепляются Брахманы, Аранйаки и Упанишады, разъясняющие ее.

Брахмана (артха – цель, предназначение; видхи – запреты; что нельзя делать) - это трактат в прозе, содержащий правила и порядок действий при совершении жертвоприношения и воспевания мантр и гимнов данной Самхиты.

Брахманы излагают историю и эзотерическое значение мантр и жертвоприношений, то есть происхождение и значение Самхиты, к которой они принадлежат.

Брахманы описывают ритуалы и предназначены для домохозяев (семейных людей).

Брахманы содержат суть знания, которое систематически разработано в Сутрах: Шраута, Грихйа, Дхарма, Калпа. Эти сутры относятся к Смрити-прастхане.

  • Каппа-сутры описывают подробности о правилах проведения ритуалов и жертвоприношений. Это одна из 6 Веданг.
  • Шраута-сутры описывают обязательные ведические ритуалы, такие как ежедневная Агни-хотра и большие публичные жертвоприношения.
  • Грихйа-сутры объясняются ритуалы, предназначенные для домохозяев, особое внимание уделяется самскарам.
  • Дхарма-сутры объясняются обязанности, соответствующие варнашрама-дхарме. Как должно быть устроено общество. Ману-самхита (свод законов человечества) и др. Дхарма-шастры объясняют Дхарма-сутры более доступно для обычных людей

Эти сутры и шастры составлены великими мудрецами такими как Ману, Нарада, Ягьялкйа.

 В них рассказывается о том, как вести дела, а также об основных принципах поддержания существования на чувственном или телесном уровне.

Аранйаки (аранья - живущие в лесу, лесные трактаты) - объясняют метафизическую основу ритуалов, описанных в Брахманах

 В Брахманах говорится о том, как выполнять ритуал, а в Аранйаках объясняется, почему данный ритуал выполняется. Аранйаки говорят о скрытой цели всех Вед и Брахманов.

Аранйаки и Брахманы похожи друг на друга, но в Аранйаках глубже рассматриваются эзотерические аспекты. Аранйаки изучались тайно в лесу.

Считалось, что изучение этих писаний обыкновенными домохозяевами было небезопасно. Поэтому их изучали на стадии ванапрастхи (отхода от дел), уйдя в лес. Отсюда и название Аранйаки, что означает «лес».

Упанишады (108 трактатов) – (упа-ни-шат - сидящий возле, внизу, сидеть у стоп духовного учителя) - это тексты, объясняющие философское значение стихов и ритуалов.

 Описывают Абсолютную Истину в аспектах Брахмана и Параматмы поднимают на трансцендентный уровень.

Упанишады не могут быть поняты с точки зрения обычной мирской логики. Используя прямые противоречия, сводят с платформы ума и объясняют абсолютную природу Абсолютной Истины. Они вне двойственности.

Изучались саньяси (отреченный, святой), чтобы войти в духовный мир. Квалификация для понимания Упанишад находиться вне телесной концепции жизни.

 

Упаведы (упа - рядом, вблизи, немного ниже) - приложения к Ведам, касающиеся определенных практических сторон жизнедеятельности человека.

Это дополнительные произведения.

  • Аюр-Веда – наука о здоровье
  • Гандхарва-Веда – наука об искусстве
  • Дханур-Веда – наука о воинском и боевом искусстве
  • Стхапатья-Веда – архитектура и градостроительство и др.
  • Артха - Шастра –  экономическое процветание