Критико-исторический эмпирический метод изучения Вед
Два основных подхода к изучению Вед индологами
1.Не принимают Веды как Божественные писания. У них Веды – мифология, не описания реальных событий, а вымысел. Они ставят свое субъективное восприятие выше божественных откровений.
Не принимая наставления самих Вед и Святых по поводу изучения Вед, они никогда не получат духовных реализаций и опыта, который лежит за рамками материи.
2. Идея о том, что Веды появляются постепенно, по мере накопления мудрости определенной цивилизации. Это исторический подход к созданию Вед.
Свидетельства о ведическом периоде, полученные эмпирическими методами, очень скудны и фрагментарны. В распоряжении ученых нет достаточного количества твердо установленных фактов, на основании которых можно делать зрелые и обоснованные выводы.
Периоды развития цивилизации согласно мнениям индологов:
• Период четырех Вед – язычество
• Период Упанишад – начало поклонения силам вселенского масштаба (имперсональное поклонение Богу)
• Пуранический монотеизм
Десять даша аватар:
• Матсья – рыба
• Курма – черепаха
• Вараха – вепрь
• Нрисимха – полулев-получеловек
• Вамана – карлик
• Парашурама – человек-варвар
• Рама – цивилизованный человек (царь)
• Кришна и Баларама – распутники (деградация)
• Будда – сверхразумный, отвергает реальность
• Калки
Для изучения вед в данном подходе индологи используют метод демифологизации.
Для изучения Вед они используют восходящий (арохапандха) метод познания, протйакшу (чувственное восприятие) и субъективную ануману (мирскую логику).
Используют, все возможные методы кроме шабды считая его не научным методом.
Веды предупреждают, что их учение трансцендентно по отношению к материальным методам познания.
Веданта-Сутра 2.1.4 говорит: «навилакшапатвад-асья» – ведическое знание по самой своей природе отлично от мирских теорий, потому, что «татхатвам-ча-шабдат» – ведический звук – это вечная реальность.
Методы изучения Вед индологами:
• Исторический
• Археологический
• Лингвистический
Так соприкоснувшись с «алмазом» можно легко не разглядеть в нем «бриллиант» (не ограненный алмаз похож на обычный камень),
Веды никогда не сможет постичь человек, не обладающий определенными качествами, запасом благочестия, уровнем и чистотой сознания.
«А поскольку по своей сути ведический подход не укладывается в рамки эмпирического анализа, то и современные индологи тоже оказались не способны изучать Веды с точки зрения самих Вед. В этой связи будет, видимо, уместно выслушать, что говорят о себе сами Веды. В противоположность фрагментарным, умозрительным или , в лучшем случае, неполным представлениям западных ученых, такой подход поможет нам понять широкий круг произведений, причисляемых к ведической литературе, как возвышенное и связное целое».
Сатварупа дас Госвами Очерки ведической литературы