Veda.Co.Ua     Энциклопедия 

Гуру – сакшад дхари (гуру практически равен Богу)

«Гуру представляет Бога в аспектах знания и авторитета».
Наука Самоосознания (беседа Шрилы Прабхупады с группой Битлз)

Аспект знания
Гуру несет знания, не отличные от Кришны, без искажений так как он передает знание полученное по парампаре.
Гуру знает Кришну, а Кришна знает все.
Аспект авторитета
Гуру имеет силу представлять мнение Кришны.
Благодаря любви мы можем воспринимать реальность чувствами другого человека. Гуру воспринимает духовную реальность и знает чего хочет Кришна.
В этих двух аспектах гуру является представителем Бога.

«Я знаю, что мой духовный учитель — слуга Шри Чайтаньи, но я также знаю, что Он — полное проявление Господа.
Все богооткровенные писания утверждают, что духовный учитель неотличен от Господа Кришны. В облике духовного учителя Кришна дарует освобождение Своим преданным.
Человеку следует знать, что ачарья — это Я, и никогда не проявлять неуважения к нему. Ачарье нельзя завидовать, считая его простым смертным, ибо он — представитель всех полубогов.
В шикша-гуру следует видеть Самого Кришну. Господь Кришна проявляется в образе Сверхдуши и в образе Своего величайшего преданного.
О мой Господь! Поэты-трансценденталисты и знатоки духовной науки не смогут до конца выразить Тебе свою благодарность, даже если их жизнь будет столь же долгой, как жизнь Брахмы, ибо Ты проявляешься в двух образах — извне как ачарья и изнутри как Сверхдуша, — чтобы указать обусловленному живому существу путь к Тебе и даровать ему освобождение.
Тех, кто постоянно служит Мне с любовью и преданностью, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне.
Верховный Господь [свайам бхагаван] Своими наставлениями даровал духовное прозрение Брахме.
Усердно внимай Моим словам, ибо трансцендентное знание обо Мне не только глубоко научно, но и таит в себе много сокровенного».
Чайтанья Чаритамрита Ади-лила 1.46-56


Духовный учитель – проявление Кришны.

«Следует понять, что духовный учитель практически равен Мне, - сказал Благословенный Господь. - Никто не должен завидовать духовному учителю или считать его обыкновенным человеком, так как духовный учитель - это все полубоги, вместе взятые».
Шримад-Бхагаватам 11.17.27
Господь проявляется в виде своего чистого преданного.
Гуру является послом. Это не царь, но для какой-то страны он представляет царя, и его почитают как царя.


Вайшнавизм – трансцендентное понятие, понимание личностного аспекта Бога.
Без Кришны любые знания не имеют значения, того кто не принимает Кришну, нельзя принимать как истинного гуру.
По парампаре передается знание и миссия. Принадлежность к парампаре определяется желанием разделить задачи, стоящие перед ней.
Ачарья должен быть искренен в своих устремлениях.
Мое знание не совершенно, но поскольку я представляю и передаю знания Кришны по парампаре не искажая, то знания, что я даю – совершенны.

Критерий истинности гуру – факт того, что он ни один, а находится в среде садху (других святых).

Гуру – сакшад дхари (Кришна и Гуру равны)

Кришна = Абсолютная Истина = Нама = Рупа = Гуна = Лила = Дхама = Шикша Кришны
Шикша Кришны – Наставления Кришны (шабда)

Гуру является носителем Шикшы Кришны.
Кришна = Абсолютная Истина = Шикша Кришны
Гуру = Шикша Кришны = Кришна = Абсолютная Истина

Поклоняясь гуру, мы поклоняемся Шикше Кришны, а следовательно и самому Кришне. Если в какой-то момент гуру искажет Шикшу Кришны, то появляется культ личности.

Сакшад дхари – как Бог, прямо Бог.
Сознание – воспринимающая возможность души.
Сознание Кришны – мы пропитаны Шикшей Кришны.

САКШАД-ДХАРИТВЕНА САМАСТА ШАСТРАИР
Прямо Бог все священные писания
УКТАС-ТАТХА БХАВЙАТА ЭВА САДБХИХ
Услышано, признано так считается так же святыми
КИНТУ ПРАБХОР ЙАХ ПРИЙА ЭВА ТАСЙА
Однако но господин, Бог тот, который дорог несомненно его (гуру)
ВАНДЕ ГУРОХ ШРИ-ЧАРАНАРАВИНДАМ
Кланяюсь духовному учителю прекрасным лотосным стопам

«Духовному учителю следует оказывать тоже почтение, что и верховному Господу. Ибо он – Его ближайший слуга. Так гласят все богооткровенные писания и этому следуют все авторитеты. Духовный учитель – истинный представитель Шри Хри (Кришны). И я в глубоком почтении склоняюсь к его лотосным стопам».
Гурваштака 7

«Тот, кто открывает эту высшую тайну Моим преданным, непременно обретет дар чистого преданного служения и в конце жизни вернется ко Мне.
В этом мире для Меня нет и никогда не будет слуги дороже, чем он».
Бхагават Гита 18.68-69
Гуру помогает восстановить отношения заблудших душ с Кришной, поэтому он очень дорог Кришне.

«Я знаю, что мой духовный учитель — слуга Шри Чайтаньи, но я также знаю, что Он — полное проявление Господа.
Все богооткровенные писания утверждают, что духовный учитель не отличен от Господа Кришны. В облике духовного учителя Кришна дарует освобождение Своим преданным».
Чайтанья Чаритамрита Ади-лила 1.44-45

Если Кришна увидел тень искренности, то он присылает своего представителя.
Гуру – внешнее проявление парамантмы.

В этом материальном мире все служат Богу прямо или косвенно, хотят они этого или нет.
Господь может занять каждого в служении себе, согласно желаниям каждого живого существа.
Обращение (служение) к Господу напрямую несет хорошие плоды (благо), а косвенно (неосознанно) – нет.

Сакшад-дхари – максимум – поклонение как Богу.
Уровень проявления сакшад-дхари пропорционален могуществу шабды, которая проявляется через гуру.
«Человек должен служить истинному гуру, который обладает полным знанием моей личности и не отличен от меня самого».

Шримат Бхагаватам 11.10.5


Гуру – носитель шикши Кришны, и он следует шикше. Гуру всю свою жизнь тратит, чтобы донести знания. Гуру пропитан наставлениями священных писаний. Гуру учит ученика поклоняться шикше Кришны (сакшад хари).

Поклоняясь Гуру как Сакшад Хари, ученик учится поклонятся Шикше Кришны.

Три примера раскрывающие принцип гуру
Гуру – посол (дипломат), представитель царя, он не царь, но он представляет интересы царя и ему оказывают почтение как царю.
Гуру – почтальон, он ничего не искажает, передает послание неизменным, может принести богатство парампары.
Гуру – облако (Гурваштака 1) Облако из океана милости Кришны набирает воду и проливает на пожар материального существования. Гуру тушит пожар материального существования.