Veda.Co.Ua     Энциклопедия 

Шастры о Гуру

Тад виджнанартхам са гурум эвабхигаччхет
Самит-паних шротрийам брахма-ништам


тад – то; виджнанартхам – ценность реализованного знания; гурум – к гуру; эвабхигаччхет – несомненно должен обратиться; самит-паних – принести на голове вязанку дров (служить гуру); шротрийам – тот, кто получил знание, услышав от своего гуру, воспринимая на слух; брахма-ништам – тот, кто утвердился в абсолютной истине (АИ).


«Чтобы понять трансцендентную науку, надо обратиться к истинному духовному учителю, принадлежащему к цепи ученической преемственности, который утвердился в абсолютной истине».
Мундака Упанишад 1.2.12

Кришна горит Арджуне : «Не тот Мой слуга кто говорит что он Мой Слуга, но тот кто говорит что он слуга Моих слуг, он Мой слуга».
Ади Пурана

йасйа деве пара бхактир
йатха деве татха гурау
тасйаите катхита хй артхах
пракашанте махатманах

«Только тем великим душам, которые непоколебимо верят в Господа и духовного учителя, сам собой открывается весь смысл ведического знания».
Шветашватара Упанишад 6.23


ачарйам мам виджанийан
наваманйета кархичит
на мартйа-буддхйасуйета
сарва-девамайо гурух

«Следует понять, что духовный учитель практически равен Мне, - сказал Благословенный Господь. - Никто не должен завидовать духовному учителю или считать его обыкновенным человеком, так как духовный учитель - это все полубоги, вместе взятые».
Шримад Бхагаватам 11.17.27

сампрадайа-вихина йе
мантрас те нишпхала матах

«Пока ты не принял посвящение от истинного духовного учителя, стоящего в цепи ученической преемственности, мантра, которую ты, возможно, получил, не окажет никакого воздействия».
Падма Пурана (98 стр.)

уттиштхата джаграта
прапйа варан нибодхата
кшурасйа дхара нишита дуратйайа
дургам патхас тат кавайо ваданти


«Пробудись и постарайся осознать, каким преимуществом ты обладаешь сейчас, в этой человеческой форме жизни. Путь духовного осознания очень труден; он узок, как лезвие бритвы. Таково мнение сведущих ученых-трансценденталистов».
Катха Упанишад 1.3.14)

Тасмад гурум пападйета
Джиджнасу шрейа уттамам
Шабде паре ча ништанам
Брахмани упашамашрайам

«Тот, кто действительно хочет обрести счастье, должен найти истинного духовного учителя и принять его покровительство. Духовным учителем называют того, кто, тщательно изучив священные писания, постиг их смысл и потому способен убедить других в истинности заключенных в них выводов. Такие великие души, которые отбросив все материальные соображения, полностью предались Верховной Личности Бога, являются истинными духовными учителями».
Шримат Бхагаватам 11.3.21

тад виддхи пранипатена
парипрашнена севайа
упадекшйанти те джнанам
джнанинас таттва-даршинах

тат - то (знание о различных видах жертвоприношений); виддхи - познай; пранипатена - обращением к духовному учителю; парипрашнена - смиренными вопросами; севайа - служением; упадекшйанти - посвятят; те - тебя; джнанам - в знание; джнанинах - осознавшие себя; таттва - истину; даршинах - те, кто видит.


«Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину».
Бхагават Гита 4.34


Повествование Бхагавад Гиты началось после того как Арджуна предался Кришне, приняв Его своим учителем.
карпанйа-дошопахата-свабхавах


приччхами твам дхарма-саммудха-четах
йач чхрейах сйан нишчитам брухи тан ме
шишйас те 'хам шадхи мам твам прапаннам


«Я больше не знаю, в чем состоит мой долг, и постыдная слабость скупца лишила меня самообладания. Поэтому прошу, скажи прямо, что лучше для меня. Отныне я Твой ученик и душа, предавшаяся Тебе, - наставляй же меня».
Бхагават Гита 2.7

Господь Чайтанья говорил, что истинным духовным учителем может стать любой, кто постиг науку сознания Кришны, независимо от того, какое положение в обществе он занимает.


киба випра, киба нйаси, шудра кене найа
йеи кришна-таттва-ветта, сеи `гуру' хайа

«Если человек - будь он випрой (знатоком ведических писаний), монахом, отрекшимся от мира, или же простолюдином, - овладел наукой сознания Кришны, значит, он достиг совершенства и является истинным духовным учителем» .
Чайтанья Чаритамрита Мадхья-лила 8.128

Кто не постиг науку сознания Кришны, нельзя считать истинным духовным учителем.


шат-карма-нипуно випро
мантра-тантра-вишарадах
аваишнаво гурур на сйад
ваишнавах шва-пачо гурух


«Ученый брахман, сведущий во всех областях ведического знания, не имеет права становиться духовным учителем, если не является вайшнавом, то есть не владеет наукой сознания Кришны. Но вайшнав, будь он даже самого низкого происхождения, может стать духовным учителем».
Падма Пурана

Путь религии находится в сердце святого.

Махаджано йена гатах са пантхах
«Путь религии находится в сердце великих махаджан».
Махабхарата Вана-парва 313.117 и Чайтанья Чаритамрита Мадхья-лила 17.186

«Гурваштака» Шрила Вишванатха Чакрварти Тхакур (1,7,8 ст. – для теста на инициацию)
Это восемь стихов прославляющих гуру. 8-й стих нам очень важен.

самсāра-дāвāнала-лидха-лока
трāнāйа кāрунйа-гханāгханатвам
прāптасйа калйāна-гунāрнавасйа
ванде гурох шри чаранāравиндам

«Духовный учитель получает благословение из океана милости. Подобно тому, как облако, проливающее дождь, гасит лесной пожар, духовный учитель гасит пылающий огонь материального существования и спасает людей, охваченных этим пламенем. Такой духовный учитель – океан благих качеств, и я в глубоком почтении склоняюсь к его лотосным стопам».
Гурваштака 1

сакшāд-дхаритвена самаста-шāстраир
уктас татхā бхāвйата эва садбхих
кинту прабхор йах прийа эва тасйа
ванде гурох шри-чаранāравиндам

«Духовному учителю следует оказывать то же почтение, что и Верховному Господу, ибо он – Его ближайший слуга. Так гласят все богооткровенные писания, и этому указанию следуют все авторитеты. Духовный учитель – истинный представитель Шри Хари (Кришны), и я в глубоком почтении склоняюсь к его лотосным стопам».
Гурваштака 7

йасйа прасāдāд бхагавад-прасāдо
йасйāпрасāдāн на гатих куто’ пи
дхйāйан стувамс тасйа йашас три-сандхйам
ванде гурох шри-чаранāравиндам

«Благословение Кришны можно обрести по милости духовного учителя. Без его милости любые попытки достичь совершенства обречены на провал. Поэтому я должен всегда помнить о своем духовном учителе и прославлять его. Не меньше трех раз в день должен я склоняться в глубоком почтении к лотосным стопам своего духовного учителя».
Гурваштака 8