Veda.Co.Ua     Энциклопедия 

Квалификация истинного духовного учителя


Функция - Гуру связывает ученика с Богом:
от Бога к ученику (знания)
от ученика к Богу передает служение, ничего не присваивая себе (без личных мотивов)
Основная функция гуру: разрушать сомнения, так как основой духовного роста является вера.
Поэтому главная квалификация:
Гуру должен знать шастру и получить знания по парампаре, жить согласно шастре (применять эти знания).
«Шротриям брахма ништхам» - получил и искренне следует.

Гуру должен быть прозрачной передающей средой (чистое сознание).


Квалификация гуру

Критерии истинности гуру:
Он должен быть вайшнавом
Вайшнав – тот, кто поклоняется Вишну (узкое определение)
Вайшнав:
А) тот, кто признает личностный аспект Бога – высшим аспектом Абсолютной Истины;
Б) тот, кто признает бхакти (преданное служение) единственным процессом достижения совершенства
«Кем бы ни был человек – брахманом, саньяси или шудрой, если он знает науку о Кришне, то может стать духовным учителем».
Чайтанья Чаритамрита 8.128 Мадхья-лила
«Ученый брахман, сведущий во всех областях ведического знания, не имеет права становиться духовным учителем, если не является вайшнавом, то есть не владеет наукой сознания Кришны. Но вайшнав, будь он даже самого низкого происхождения, может стать духовным учителем».
Падма Пурана
Принадлежность к парампаре, к одной из четырех вайшнавских сампрадай (паспорт).
сампрадаи - школы
парампара – класс
«Так эта великая наука передавалась по цепи духовных учителей, и ее постигали праведные цари. Но с течением времени цепь учителей прервалась, и это знание в его первозданном виде было утрачено».
Бхагавад Гита 4.2
Хороший ученик своего гуру
«Ты можешь передать нам знания, т.к. ты – хороший ученик своих учителей».
Шримат Бхагаватам 1.1.8

1,2,3 пункты – принципиальные характеристики
Дополнительные характеристики:
Он должен знать шастры и уметь применять их согласно времени, места и обстоятельствам
Три уровня знания писаний:
Благодаря своей вере не искажает, не меняет писания
Даже если в диспуте его одолеют, то он все равно не меняет своего мнения
Абсолютное знание и следование

Он должен быть госвами (контролировать свои чувства)
«Тем, кто слишком привязан к чувственным удовольствиям и материальному богатству и чей ум из-за этого все время пребывает в заблуждении, не хватает решимости посвятить себя преданному служению Верховному Господу».
Бхагавад Гита 2.44

«Мудрый, владеющий собой человек, который способен подчинить себе шесть побуждений — желание говорить, возбуждение ума, порывы гнева, требования языка и желудка и возбуждение гениталий, — может давать наставления всему миру. Иными словами, все люди могут стать его учениками».
Шри Упадешамрита 1й стих

Если ли человек не контролирует свои чувства, то он будет подстраивать Шастры под себя, искажать их истинный смысл.

Он должен быть ачарьей (Ачар – тот, кто учит своим примером).
«Что бы ни делал великий человек, обыкновенные люди следуют его примеру. И какие бы нормы ни устанавливал он своим поведением, их придерживается весь мир».
Бхагавад Гита 3.21
Гуру должен быть независим в материальном плане от служения своих учеников.

Как Бхагават Гита определяет истинность гуру
«Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину».
Бхагават Гита 4.34
Таттва даршин - тот кто узрел истину
Это уровень апарокши, целостнастная картина Абсолютной Истины, целостное восприятие сиддханты, учения.