Об авторе
О Шриле Прабхупаде
Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада явился в этот мир в 1896 г. в Калькутте (Индия). Там же, в Калькутте, в 1922 г. он впервые встретился со своим духовным учителем, Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Госвами. Бхактисиддханте Сарасвати, выдающемуся религиозному философу и основателю шестидесяти четырех Гаудия-матхов (вайшнавских храмов, монастырей и проповеднических центров), понравился образованный молодой человек, и он убедил его посвятить свою жизнь распространению ведического знания. Так он стал духовным учителем Шрилы Прабхупады, который одиннадцать лет спустя получил от него официальное посвящение в ученики.
При первой их встрече Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур попросил Шрилу Прабхупаду распространять ведическое знание на английском языке. В последующие годы Шрила Прабхупада участвовал в деятельности Гаудия-матхов, написал комментарий к «Бхагавад-гите», а в 1944 г. начал выпускать журнал на английском языке под названием «Бэк ту Годхед» («Обратно к Богу»), выходивший два раза в месяц. Шрила Прабхупада сам печатал текст на пишущей машинке, редактировал его, проверял гранки и сам же распространял этот журнал. В настоящее время журнал «Бэк ту Годхед» продолжают выпускать последователи Шрилы Прабхупады.
В 1950 г. Шрила Прабхупада отошел от семейной жизни, приняв ванапрастху, чтобы отдавать еще больше времени изучению и написанию духовной литературы. Он поселился в священном городе Вриндаване, где жил в очень скромной обстановке в знаменитом храме Радхи - Дамодары. В течение ряда лет Шрила Прабхупада был полностью поглощен литературными занятиями. В 1959 г. он отрекся от мира, приняв санньясу. Именно в храме Радхи-Дамодары Шрила Прабхупада начал работу над своим шедевром - многотомным переводом и комментарием к «Шримад-Бхагаватам» («Бхагавата-пуране»), классическому философскому произведению на санскрите, состоящему из восемнадцати тысяч стихов. Там же он написал небольшую книгу «Легкое путешествие на другие планеты».
Опубликовав первые три тома «Шримад-Бхагаватам», Шрила Прабхупада в 1965 г. отправился в США, чтобы исполнить миссию, возложенную на него духовным учителем. В последующие годы он выпустил более пятидесяти томов переводов с комментариями и авторитетных изложений индийских классических трудов по философии и религии.
В сентябре 1965 г., когда Шрила Прабхупада на грузовом судне прибыл в Нью-Йорк, он не имел практически никаких средств. Прожив в США почти год и преодолев немало препятствий, он в июле 1966 г. основал Международное общество сознания Кришны(ИСККОН). Когда он покинул этот мир (14 ноября 1977 г.), общество, основанное им, представляло собой всемирную конфедерацию, состоящую из более чем ста храмов, ашрамов, школ, институтов и сельскохозяйственных общин.
В 1972 г. он ввел на Западе ведическую систему начального и среднего образования, основав в Далласе гурукулу. Впоследствии подобные школы были открыты не только в США, но и в других странах.
Кроме того, Шрила Прабхупада был вдохновителем строительства нескольких больших международных культурных центров в Индии. В Шридхаме Майяпуре (Западная Бенгалия) его последователи возводят духовный город, в центре которого будет возвышаться величественный храм. Осуществление этого грандиозного проекта займет десятки лет. Во Вриндаване построены храм Кришны-Баларамы, гостиница для паломников со всего мира, школа (гурукула), там же находится мемориальный комплекс Шрилы Прабхупады (самадхи и музей). Крупные храмы и культурные центры ИСККОН есть также в Дели, Мумбаи (Бомбее) и многих других городах Индии.
Однако самое важное из того, что Шрила Прабхупада оставил людям, - это его книги. Высоко ценимые учеными за их авторитетность, глубину и ясность изложения, они служат учебниками во многих колледжах и университетах. Его труды переведены более чем на семьдесят пять языков. «Бхактиведанта Бук Траст» (издательство, основанное им в 1972 г.) является самым большим издательством в мире, публикующим книги по индийской философии и религии.
Всего за двенадцать лет, невзирая на свой преклонный возраст, Шрила Прабхупада объехал вокруг света четырнадцать раз, читая лекции на всех пяти континентах. Но, несмотря на предельную занятость, он никогда не прекращал писать книги. Произведения Шрилы Прабхупады составляют подлинную энциклопедию ведической философии, религии, литературы и культуры.
Описание книги
Взглянув на название книги “Путь к совершенству”, ироничный читатель может сказать: “Понятно; еще один рецепт на все случаи жизни. Очередная схема из рубрики 'Это вы можете'”. Такое скептическое отношение к этой теме — закономерный результат того, что в нынешний двадцатый век естественное стремление человека наполнить свою жизнь высшим смыслом, познать себя и обрести счастье и свободу стало предметом беспощадной эксплуатации, вызвав к жизни явление, которое современные теологи называют духовным бумом. Этот духовный бум — самая изощренная форма эксплуатации стремления человека к совершенству, и ее пагубным следствием является то, что человек перестает верить как в саму цель, так и в средства ее достижения.
Прилавки книжных магазинов забиты дешевой литературой, предлагающей “экспресс-методы” мгновенного решения психологических и духовных проблем. Современный пытливый читатель, жаждущий серьезного разговора на эту тему и порядком утомленный навязыванием ему дешевого чтива, найдет на страницах книги “Путь к совершенству” ответы на многие вопросы. Эта книга в доступной форме познакомит его с философией и практикой йоги, представляющей собой древнейшую систему духовного развития человека.
У современного человека слово йога вызывает в воображении образ какого-нибудь тощего факира, завязанного узлом, или же ассоциируется с коллективными занятиями дородных матрон в черном трико, которые упорно пытаются освоить стойку на голове, надеясь таким образом укрепить здоровье, сбросить лишний вес или увеличить свою сексуальную потенцию. Все это не имеет никакого отношения к той йоге, о которой пойдет речь на страницах этой книги. Мы отсылаем читателя к древнейшей философии, которая лежит в основе медитационной йоги. Этот путь йоги пройден миллионами людей, и практика этой йоги проверена веками. То, что в наши дни принято называть йогой, на самом деле есть лишь слабые и искаженные отголоски традиционной йоги, — объемлющей и гармоничной системы духовного самоосознания. “Путь к совершенству” — это серия исторических бесед, помогающих читателю глубже проникнуть в смысл опубликованного ранее комментария, написанного Его Божественной Милостью А.Ч.
Бхактиведантой Свами Прабхупадой (1896 — 1977) к “Бхагавад-гите”, — произведению, которое считается величайшим образцом классики духовного наследия Индии. В этих увлекательных беседах Шрила Прабхупада дает более глубокое исследование философии йоги, о которой говорится в Шестой и Восьмой главах Гиты, и в то же время доходчиво объясняет, каким образом современный человек может применить это вечное учение в условиях двадцатого века. В своих беседах Шрила Прабхупада затрагивает такие вопросы, как природа сознания, технические приемы медитации, карма, реинкарнация, и даже — духовный экстаз.
Как заметил один из современных психологов, “Бхагавад-гита” — это “замечательный курс психотерапии”, который мы получаем, следя за диалогом, который происходит между Господом Кришной, Верховной Личностью Бога, и воином Арджуной, пожелавшем стать Его учеником. Сложная ситуация, в которую Арджуна попал, заставляет его забыть о своей истинной природе. Окончательно сбитый с толку и не в силах решить, в чем состоит его долг, Арджуна обращается к Кришне, и Кришна рассказывает ему, Своему достойному ученику, о пути, ведущем к совершенству. Суть учения Шри Кришны заключается в том, что человек должен стать йогом, то есть должен посвятить свою жизнь практике йоги. Что же представляет собой йога? В буквальном переводе санскритское слово йога означает “связь”. Этим словом обозначают единение в любви, которое возникает между индивидуальным сознанием и Высшем сознанием, между индивидуальным “я” и высшим “Я”, то есть между душой и Сверхдушой. Путь йоги — это поистине “путь к совершенству”, ибо этот путь приводит человека к высшей цели человеческой жизни — к любовному единению с Богом.
В “Бхагавад-гите” мы можем найти описание четырех основных форм практики йоги. Карма-йога — это деятельность, которую человек совершает для Бога, и которая лишена своекорыстного стремления к выгоде. Гьяна-йога — это процесс обретения духовного сознания через философское постижение мира.
Аштанга-йога, современной модифицированной версией которой является популярная ныне “хатха-йога” — это механическая медитативная практика, с помощью которой человек обуздывает свой ум и чувства и сосредоточивается на Всевышнем. Вершиной всех этих трех систем йоги является бхакти-йога — бескорыстная, экстатическая, любовная преданность Богу, Кришне. Господь Кришна Сам провозглашает в последнем стихе Шестой главы “Бхагавад-гиты”, что “из всех йогов тот, кто с великой верой всегда пребывает во Мне, поклоняясь Мне в трансцендентном любовном служении, тот Мне ближе всех в йоге и стоит выше всех”.
В книге “Путь к совершенству” Шрила Прабхупада в яркой и выразительной форме преподносит нам суть всех методов бхакти-йоги, раскрывая универсальность применения этой несложной, но всеобъемлющей формы йоги. Он показывает, как даже те, кто окончательно запутался в лабиринтах материалистического образа жизни, могут выбраться из этого хаоса и встать на путь простой и возвышенной практики, которая очистит ум и приведет их к общению с Верховным Сознанием.
Это, возможно, самый великий вклад Шрилы Прабхупады в наш век. Шрила Прабхупада был признанным ученым-исследователем древнеиндийской духовной культуры, а также санскрита, — лингвистической основы этой культуры. Однако он не относился к числу тех кабинетных ученых,
философов или теологов, которые занимаются лишь тем, что выводят впечатляющие философские или теологические теории. Он — истинный духовный гений, ожививший всемирное духовное наследие Индии, сделав его не только доступным для понимания современного человека, но и применимым на практике в условиях двадцатого века. Гений Шрилы Прабхупады вдохновил бывшего премьер-министра Индии Шри Лал Бахадур Шастри открыто провозгласить, что труды Шрилы Прабхупады являются “выдающимся вкладом в дело спасения человечества”. Труды Шрилы Прабхупады, способные преобразовать мир, были высоко оценены также социологом Элвином Х. Поуэлом, который так отозвался о пользовавшимся большой популярностью издании “Бхагавад-гиты” Шрилы Прабхупады: “Этот трансцендентный мистицизм, принесенный с Востока, пускает корни в пораженных “антикультурой” странах Запада, давая тем самым возможность многим выйти из-под опустошающего и разрушительного влияния цивилизации…
Если истинно то, что подтверждается на практике, то мы должны признать, что учение “Бхагавад-гиты как она есть” — истинно, ибо те, кто следует учению, изложенному в ней, обретают состояние умиротворенного счастья, которого так не хватает современным людям в их блеклой и суетной жизни”.
Читать книгу
Шри Шримад А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада