Об авторе
О Шриле Прабхупаде
Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада явился в этот мир в 1896 г. в Калькутте (Индия). Там же, в Калькутте, в 1922 г. он впервые встретился со своим духовным учителем, Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Госвами. Бхактисиддханте Сарасвати, выдающемуся религиозному философу и основателю шестидесяти четырех Гаудия-матхов (вайшнавских храмов, монастырей и проповеднических центров), понравился образованный молодой человек, и он убедил его посвятить свою жизнь распространению ведического знания. Так он стал духовным учителем Шрилы Прабхупады, который одиннадцать лет спустя получил от него официальное посвящение в ученики.
При первой их встрече Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур попросил Шрилу Прабхупаду распространять ведическое знание на английском языке. В последующие годы Шрила Прабхупада участвовал в деятельности Гаудия-матхов, написал комментарий к «Бхагавад-гите», а в 1944 г. начал выпускать журнал на английском языке под названием «Бэк ту Годхед» («Обратно к Богу»), выходивший два раза в месяц. Шрила Прабхупада сам печатал текст на пишущей машинке, редактировал его, проверял гранки и сам же распространял этот журнал. В настоящее время журнал «Бэк ту Годхед» продолжают выпускать последователи Шрилы Прабхупады.
В 1950 г. Шрила Прабхупада отошел от семейной жизни, приняв ванапрастху, чтобы отдавать еще больше времени изучению и написанию духовной литературы. Он поселился в священном городе Вриндаване, где жил в очень скромной обстановке в знаменитом храме Радхи - Дамодары. В течение ряда лет Шрила Прабхупада был полностью поглощен литературными занятиями. В 1959 г. он отрекся от мира, приняв санньясу. Именно в храме Радхи-Дамодары Шрила Прабхупада начал работу над своим шедевром - многотомным переводом и комментарием к «Шримад-Бхагаватам» («Бхагавата-пуране»), классическому философскому произведению на санскрите, состоящему из восемнадцати тысяч стихов. Там же он написал небольшую книгу «Легкое путешествие на другие планеты».
Опубликовав первые три тома «Шримад-Бхагаватам», Шрила Прабхупада в 1965 г. отправился в США, чтобы исполнить миссию, возложенную на него духовным учителем. В последующие годы он выпустил более пятидесяти томов переводов с комментариями и авторитетных изложений индийских классических трудов по философии и религии.
В сентябре 1965 г., когда Шрила Прабхупада на грузовом судне прибыл в Нью-Йорк, он не имел практически никаких средств. Прожив в США почти год и преодолев немало препятствий, он в июле 1966 г. основал Международное общество сознания Кришны(ИСККОН). Когда он покинул этот мир (14 ноября 1977 г.), общество, основанное им, представляло собой всемирную конфедерацию, состоящую из более чем ста храмов, ашрамов, школ, институтов и сельскохозяйственных общин.
В 1972 г. он ввел на Западе ведическую систему начального и среднего образования, основав в Далласе гурукулу. Впоследствии подобные школы были открыты не только в США, но и в других странах.
Кроме того, Шрила Прабхупада был вдохновителем строительства нескольких больших международных культурных центров в Индии. В Шридхаме Майяпуре (Западная Бенгалия) его последователи возводят духовный город, в центре которого будет возвышаться величественный храм. Осуществление этого грандиозного проекта займет десятки лет. Во Вриндаване построены храм Кришны-Баларамы, гостиница для паломников со всего мира, школа (гурукула), там же находится мемориальный комплекс Шрилы Прабхупады (самадхи и музей). Крупные храмы и культурные центры ИСККОН есть также в Дели, Мумбаи (Бомбее) и многих других городах Индии.
Однако самое важное из того, что Шрила Прабхупада оставил людям, - это его книги. Высоко ценимые учеными за их авторитетность, глубину и ясность изложения, они служат учебниками во многих колледжах и университетах. Его труды переведены более чем на семьдесят пять языков. «Бхактиведанта Бук Траст» (издательство, основанное им в 1972 г.) является самым большим издательством в мире, публикующим книги по индийской философии и религии.
Всего за двенадцать лет, невзирая на свой преклонный возраст, Шрила Прабхупада объехал вокруг света четырнадцать раз, читая лекции на всех пяти континентах. Но, несмотря на предельную занятость, он никогда не прекращал писать книги. Произведения Шрилы Прабхупады составляют подлинную энциклопедию ведической философии, религии, литературы и культуры.
Описание книги
Между учением Господа Чайтаньи, которое излагается здесь, и учением Господа Кришны в "Бхагавад-гите" нет никакой разницы. Учение Господа Чайтаньи это практическое воплощение учения Господа Кришны. Последнее наставление Господа Кришны в "Бхагавад-гите" состоит в том, что каждый должен предаться Ему, Господу Кришне. Кришна обещает взять на себя непосредственную заботу о такой предавшейся Ему душе. Господь, Верховная Личность Бога, и так заботится о поддержании этого творения через посредство Своей полной экспансии, Кширодакашаи Вишну, однако, Он не делает этого непосредственно Сам. Но когда Господь говорит, что Он позаботится о Своем чистом преданном, Он действительно берет на Себя все непосредственные заботы о нем. Чистый преданный это душа, которая всегда и во всем полагается на Господа, подобно тому, как ребенок полагается на своих родителей, а животное на своего хозяина. В процессе предания себя на Его волю следует: (1) принимать то, что благоприятно для выполнения преданного служения,(2) отвергать все то, что неблагоприятно для этого,(3) твердо верить в защиту Господа, (4) чувствовать свою полную зависимость от милости Господа,(5) не иметь каких-либо интересов, не связанных с интересами Господа,(6) всегда чувствовать себя кротким и смиренным.
Господь требует, чтобы человек предавался Ему, выполняя эти шесть предписаний, но неразумные так называемые ученые этого мира неверно понимают эти требования и убеждают основные массы людей отвергнуть их. Подводя итог девятой главе "Бхагавад-гиты", Господь Кришна прямо говорит: "Всегда занимай свой ум мыслями обо Мне, выражай Мне почтение, падая ниц передо Мной, и поклоняйся Мне. Так, полностью погруженный в Меня, ты, несомненно, придешь ко Мне" (Бхагавад-гита 9.36). Но образованные демоны вводят в заблуждение основные массы людей, направляя их к безличной, непроявленной, вечной, нерожденной истине, а не к Личности Бога. Философы-имперсоналисты майявади не признают, что высшим аспектом Абсолютной Истины является Верховная Личность Бога. Тот, кто хочет познать солнце во всей полноте, сначала должен заняться солнечным светом, затем планетой солнце, а попав на эту планету, он должен оказаться лицом к лицу с господствующим божеством солнца. Из-за скудости своих знаний философы майявади не могут пойти дальше сияния Брахмана, которое можно сравнить с солнечным сиянием. Упанишады подтверждают, что человек должен проникнуть за ослепительное сияние Брахмана, и только после этого он сможет увидеть истинное лицо Личности Бога.
Поэтому Господь Чайтанья учит непосредственному поклонению Господу Кришне, который явлился как приемный сын царя Враджа. Он также подводит нас к мысли, что местность, известная как Вриндаван, в сущности, то же самое, что Господь Кришна, поскольку между именем, качеством, формой, играми, окружением и атрибутами Господа Кришны и Самим Господом Кришной нет никакой разницы. Такова абсолютная природа Абсолютной Истины.
Господь Чайтанья определил также высшую форму поклонения на высочайшей ступени совершенства это метод, который практиковали девушки Враджа. Эти девушки (гопи или пастушки) просто любили Кришну без желания извлечь для себя из этого какую-либо материальную или духовную выгоду. Чайтанья также отзывался о "Шримад-Бхагаватам" как о безупречном повествовании, содержащем духовное знание, и отмечал, что высшей целью человеческой жизни является достижение чистой любви к Кришне, Верховной Личности Бога.
Учение Господа Чайтаньи ничем не отличается от того, чему учил Господь Капила, первый, кто описал систему санкхья-йоги, философскую систему санкхьи. Эта авторитетная система йоги рекомендует медитацию на трансцендентную форму Господа. Не может быть и речи о том, чтобы медитировать на нечто пустое или безличное. На трансцендентную форму Господа Вишну можно медитировать даже не выполняя статических поз. Эта медитация называется совершенным самадхи. Подлинность этого совершенного самадхи удостоверяется в конце шестой главы "Бхагавад-гиты", где Господь Кришна говорит: "Из всех йогов тот, кто с великой верой всегда пребывает во Мне и поклоняется Мне, занимаясь трансцендентным любовным служением, теснее всех связан со Мной в йоге и превосходит всех" (Бхагавад-гита 6.47).
Господь Чайтанья учил людей философии санкхьи в варианте ачинтья-бхедабхеда-таттвы, которая утверждает, что Верховный Господь един со Своим творением и в то же время отличен от него. Господь Чайтанья учил этой философии через пение и повторение святого имени Господа. Он учил, что святое имя Господа является звуковым воплощением Господа, и поскольку Господь есть абсолютное целое, между его именем и Его трансцендентной формой нет никакой разницы. Таким образом, с помощью повторения святого имени Господа человек может непосредственно общаться с Верховным Господом через звуковую вибрацию. Практикующий эту звуковую вибрацию, проходит через три стадии развития: стадию оскорблений, стадию очищения и трансцендентную стадию. На стадии оскорблений у человека может сохраняться желание всех видов материального счастья, но на второй стадии он очищается от материального осквернения. Придя на трансцендентную стадию, человек достигает самого желанного положения стадии любви к Богу. Господь Чайтанья учил, что это есть высочайшая ступень совершенства, которую может достичь человек.
Практика йоги, по сути дела, предназначена для контроля над чувствами. Главным фактором, осуществляющим контроль над чувствами, является ум, поэтому прежде всего необходимо стараться контролировать свой ум, занимая его в сознании Кришны. Грубая деятельность ума проявляется через внешние чувства. Она проявляется либо в приобретении знаний, либо в деятельности чувств в соответствии с желаниями человека. Тонкая деятельность ума заключается в размышлениях, ощущениях и желаниях. Человек либо осквернен, либо чист в зависимости от его сознания. Если ум человека сосредоточен на Кришне (Его имени, качестве, форме, играх, окружении и атрибутах), все, что бы он ни делал на тонком ли плане или на грубом благо. Метод очищения сознания, который рекомендуется в "Бхагавад-гите", это процесс сосредоточения ума на Кришне с помощью обсуждения его трансцендентной деятельности, мытья Его храма, посещения Его храма, созерцания прекрасной трансцендентной формы Господа, украшенной должным образом, слушания Его трансцендентной славы, вкушения пищи, предложенной Ему, общения с Его преданными, вдыхания аромата листьев туласи и цветов, предложенных Ему, участие в деятельности, совершаемой во имя Господа, и проч. Никто не в состоянии остановить деятельность ума и чувств, но можно очистить эту деятельность, изменив свое сознание. Это изменение указано в "Бхагавад-гите", когда Кришна говорит Арджуне о знании йоги, с помощью которого человек может действовать без кармических последствий. "О сын Притхи, действуя с таким разумом, ты можешь освободиться от рабства деятельности" (Бхагавад-гита 2.39). Определенные обстоятельства такие, как болезнь и прочее, иногда ограничивают человека в его чувственных наслаждениях, но это не то, что предписывает "Бхагавад-гита". Не зная истинного метода, с помощью которого можно властвовать над своим умом и чувствами, не очень разумные люди либо пытаются силой прекратить деятельность ума и чувств, либо уступают им и уносятся волнами чувственного наслаждения.
Регулирующие принципы и правила йоги, различные статические позы и дыхательные упражнения, выполняемые с целью отвлечь чувства от объектов чувств, предназначены для тех, кто слишком поглощен телесной концепцией жизни. Разумный человек, пребывающий в сознании Кришны, не пытается насильно удержать чувства от деятельности. Напротив, он занимает свои чувства в служении Кришне. Ребенка невозможно удержать от шалостей, заставив его бездействовать, но его легко можно удержать от баловства, если занять его деятельностью высшего порядка. Насильственное сдерживание чувственной деятельности с помощью восьми принципов йоги рекомендуется для людей, стоящих на низших ступенях развития. Более высокоразвитые люди, занимаясь деятельностью высшего порядка в сознании Кришны, естественным образом отходят от материальной деятельности низшего порядка.
Так учит Господь Чайтанья науке сознания Кришны. Эта наука абсолютна. Люди, занимающиеся сухими умозрительными философскими построениями, пытаются избавиться от материальных привязанностей, но обычно при этом выясняется, что ум слишком силен, чтобы можно было им управлять, и он вновь втягивает человека в чувственную деятельность. Человек в сознании Кришны не идет на такой риск. Необходимо занять свой ум и чувства в сознании Кришны, и Господь Чайтанья учит тому, как практически осуществить это.
До принятия санньясы (отречения) Господь Чайтанья носил имя Вишвамбхара. Словом вишвамбхара называют того, кто поддерживает и сохраняет всю вселенную и возглавляет все живые существа. И этот хранитель и глава всех живых существ появился как Господь Шри Кришна Чайтанья, чтобы дать человечеству это возвышенное учение. Господь Чайтанья идеальный учитель того, в чем больше всего нуждается человек. Он щедрее всех дарует любовь к Кришне. Он вместилище всей благодати и удачи. Как подтверждают "Шримад-Бхагаватам", "Бхагавад-гита", "Махабхарата" и Упанишады, Он есть Верховная Личность Бога, Сам Кришна, и Он является объектом поклонения для каждого в этот век разногласий. Любой может присоединиться к Его движению санкиртаны. Для этого не нужно обладать никакими особыми качествами. Просто поступая в соответствии с Его учением, любой сможет стать совершенным человеком. Тот, кто достаточно удачлив, чтобы привлечься Его качествами, наверняка достигнет успеха и выполнит миссию своей жизни. Иначе говоря, по милости Господа Чайтаньи все те, кто хочет обрести духовное существование, могут очень просто освободиться из когтей майи. И это учение, представленное в данной книге, не отлично от Самого Господа.
Обусловленная душа, погруженная в материальное тело, исписывает все новые и новые страницы истории различными видами материальной деятельности. Учение Господа Чайтаньи может помочь человеческому обществу прекратить эту бесполезную и бренную деятельность. Посредством данного учения человечество может возвыситься до высочайшей ступени духовной деятельности. Духовная деятельность, фактически, начинается после освобождения из материального рабства. И эта свободная деятельность в сознании Кришны составляет цель человеческого совершенства. Ложный престиж, который человек приобретает в своих потугах властвовать над материальной природой, призрачен. В учении Господа Чайтаньи можно обрести знание, несущее свет, и с помощью этого знания можно совершенствоваться в духовной жизни.
Все так или иначе вынуждены наслаждаться результатами своей деятельности или страдать от них; никто не в состоянии воспрепятствовать законам материальной природы, которые управляют этим. И до тех пор пока человек занимается кармической деятельностью, он безусловно обречен на неудачу в своих попытках достичь конечной цели жизни. Я искренне надеюсь, что, поняв учение Господа Чайтаньи, человеческое общество обретет новый опыт духовной жизни, который откроет перед ним поле деятельности чистой души.
ом тат сат